Выразительные и исполнительские средства.
Читая многочисленные статьи о выразительных и об исполнительских средствах, создается впечатление, что автор или не знает о чем пишет, либо намеренно старается запутать своего читателя. Звук могут назвать как выразительным, так и исполнительским средством, а могут и тем и другим, да еще в пределах одной статьи. Ни каких пояснений при этом не дается. Вот и поди пойми, что к чему.
На самом деле ничего сложного в этих понятиях нет. Путаница возникает из-за того, что одни описывают средства применительно к клавишным инструментам, другие к струнным, третьи к духовым, четвертые делают компиляцию из всего, что нашли в библиотеке, особо не задумываясь над смыслом прочитанного.
То, что я расскажу Вам в этой статье, Вы не прочтете ни где, по крайней мере, я не встречал, что-бы кто-то ясно и однозначно объяснил - это выразительные средства, а это исполнительские. Чаще всего происходит наоборот, начинается переливание из пустого в порожнее в результате которого Вам сообщают о размытых границах, двух сторонах творческого процесса, о том, что между исполнительскими и выразительными средствами очень много общего и их невозможно разделить... Но это совсем не так.
Для того, что бы Вы могли следить за моей мыслью, давайте договоримся: выразительные средства (ВС) - это средства композитора, а исполнительские средства (ИС) - это средства исполнителя. Поясню на примере. Штрихи, ритм, метр, темп и его изменения, нюансы, фразировка, мелизмы и т.п. являются ВС. Всё очень просто, ВС можно отметить в нотном тексте! Для этого есть специальные знаки и обозначения. Композитор, сочиняя музыку, пользуется именно выразительными средствами.
Исполнительские средства, это выносливость амбушюра, гибкость дыхания, беглость пальцев, владение различными аппликатурами, владение диапазоном инструмента, владение динамикой, владение двойным и тройным языком и т.п. То есть всё то, что конкретный исполнитель наработал себе в багаж регулярными (или не регулярными, кто как) занятиями. Отметить их в нотном тексте нельзя. Надпись, сделанная в нотах учителем: "В этом месте для Си альтернативная аппликатура" - не в счет.
Композитор никогда не укажет в нотах “исполнять тройным языком” или “если фа высит, используйте альтернативную аппликатуру”. Блокфлейтист, у которого верхние звуки получаются только на три форте, просто пока не обладает необходимой динамикой, необходимым дыханием. Трубач, который не может взять ноту выше соль второй, имеет слабый амбушюр или не правильную постановку или еще что, это пусть учитель выясняет, но в итоге он не владеет достаточным диапазоном для исполнения такого произведения, где эти ноты встречаются. Можно сказать, что для этого произведения исполнительных средств данного музыканта недостаточно.
Теперь, когда Вы уже немного ориентируетесь в этих двух понятиях, как ВС и ИС, я хочу помочь Вам разобраться еще в одной путанице. Очень часто некоторыми понятиями оперируют, выдергивая их из контекста. Это есть неправильно и вредно. Если говорят: звук скрипки, звук флейты, звук валторны, звук кларнета, то имеют ввиду некий уникальный тембр, который присущ тому или иному инструменту. В этом понимании звук - средство выразительное.
С. Прокофьев в своей симфонической сказке Петя и Волк очень ярко представил персонажей именно посредством того, что поручил каждый лейтмотив определенному инструменту, птичка - флейта, утка - гобой, кошка - кларнет, дедушка - фагот и т.д. Прокофьев, как композитор использовал выразительные средства и указал это в нотном тексте: партия флейты, партия кларнета, партия гобоя.
Совсем другое дело, когда говорят, что у какого-то конкретного музыканта, неважно будет это флейтист или трубач, красивый звук. И не просто красивый, а удивительный, неподражаемый, уникальный! Этого музыканта по его звуку узнают в записях. Вот в этом смысле звук - исполнительское средство. Средство наработанное и принадлежащее конкретному исполнителю.
И что же, спросите вы, исполнители не используют выразительные средства в своём творчестве? Почему же, отвечу я, конечно же используют. Во-первых, не под каждой же музыкальной фразой проставлены нюансы, динамика, штрихи. Часто композитор отдает это на суд исполнителя. Во-вторых, даже если и проставлены, то исполнитель вправе решить, насколько острое будет стаккато или до какого нюанса исполнить крещендо. Так что есть возможность для творчества у исполнителя, есть! Главное, привнося своё, не испортить произведение.
Надеюсь, теперь Вы самостоятельно сможете правильно классифицировать, какое понятие принадлежит к ИС, а какое к ВС применительно к духовым инструментам. Имейте ввиду, что у струнников свои трудности и свои исполнительские средства, а у клавишников - свои. Например, что бы исполнить быстрый пассаж им техника языка и гибкость дыхания не нужна.
Теперь тройка мыслей.
Исполнительские средства нужны, что бы наиболее полно воспользоваться средствами выразительными.
Подбирайте этюды и упражнения немного сложнее, чем позволяют ваши исполнительские средства и тогда, работая над упражнениями вы сможете улучшить свои ИС.
Подбирайте художественные произведения немного проще, чем позволяют ваши исполнительские средства, и тогда, работая над произведением, у вас будет возможность исполнять его максимально хорошо, уделяя больше времени музыкальной стороне и меньше отвлекаться на технические проблемы.
Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:
-
Я сам по себе, я играю на трубе.
Системы блогов, такие как ЖЖ, твиттер, фейсбук позволяют легко и бесплатно создать свой блог буквально за несколько минут. Был и у меня блог в ЖЖ, который навивал на меня такую тоску, что заходил я в него очень редко, а потом и совсем его удалил.
-
О музыкальной грамоте и табулатурах.
Музыканты-любители на многих форумах регулярно поднимают один интересный вопрос: нужно ли изучать музыкальную грамоту, если музыка – хобби? Те, кто против изучения, обычно приводят такие доводы: "Я подбираю на слух, я медитирую, мне этого хватает.
-
7 советов для подготовки к музыкальной школе ребёнка
Вы решили, что ваш ребёнок должен учиться музыке. Это - правильное решение. Музыкальное воспитание необходимо любому человеку, это - развитие личности. Не слушайте тех, кто говорит, что он окончил музыкальную школу, но это не пригодилось в жизни.