Что такое шансон?
Наверное, странно услышать такой вопрос от кого бы то ни было, ведь, кажется, все знают этот музыкальный жанр. Но тут-то и заключается загвоздка, что не все действительно представляют себе, чем же на самом деле является шансон.
Скорее всего, сейчас на ум пришли мысли о тюремных песнях и тюремной лирике. Да, такой жанр в музыке тоже существует – он называется блатняк, и его призвание заключается в воспевании криминальной “романтики” и тюремного образа жизни. Но с самим шансоном он мало связан.
Итак, что представляет собой шансон? Слово это французского происхождения, значит, нужно обратиться к французской истории музыки. Впервые так во Франции называли простые крестьянские песни, исполняемые в хоре.
С течением времени, эти песни расселялись по всей стране, став, по сути, визитной карточкой французских песен. Еще более популярной, эту музыку сделали уличные артисты и музыканты, игравшие в многочисленных кофейнях и ресторанах Франции.
Таким образом, наиболее лучшая и известная часть этих песен образовала фольклор, который неизменно притягивал в страну лучшие музыкальные умы человечества для ознакомления с ней.
Надо заметить, что в отличии от этого нового и успешного жанра, французская эстрадная музыка все так же была направлена на коммерцию.
Естественно, песни в стиле шансон стали играть уже не только во Франции, но и в других странах, в том числе в России. Понятно, что стиль уличной французской песни сильно повлиял на развитие русского шансона, и произошло это три раза – в конце 18 века, в начале 19 века и перед миллениумом.
Изначально, в музыке шансона преобладали нотки романса, позже, в начале 20 века, они сменились более “жесткими” мотивами. В 20 веке шансон становится популярен в виде песен с очень фривольным содержанием, постепенно расселяясь по странам и доходя до России.
В России, французский фольклор и русский смешиваются, получается все та же основа мелодичности и романса, но уже с жесткими и “русскими” чертами. Ближе к 60-ым годам прошлого века, после посещения Москвы Ив Монтана, шансон вновь находит большое количество поклонников и становится еще более популярным, тогда же и рождается “тюремный” шансон, посредством русских музыкантов, игравшие в этом жанре.
Но на самом деле, “блатная” тематика в шансоне, в том числе русском – лишь малая часть всего направления. Понятно, что в этом заключается некий истинно “русский” дух, передающий атмосферу русского быта и самосознания.
Смысл слов любой русской песни в стиле шансон можно по-разному понимать; порой они настолько глубоки и непросты, что кажется странным – как уличная песня может говорить о таких жизненных проблемах?
Оказывается, может и делает это почти в каждой своей песне. Поэтому не стоит снисходительно и презрительно относиться к исполнителям тюремного шансона – действительно ли Высоцкий, Утёсов или Никулин являются потенциальными преступниками? Однозначный ответ – нет.
Также, музыкальный мир на месте не стоит, и никто из исполнителей, когда-либо певших шансон, не делает это всю жизнь. Жанр меняется, меняется и предпочтения публики, меняются предпосылки образования новых жанров. Что в шансоне действительно важно, так это смысл слов.
Большинство шансон-исполнителей в первую очередь заботятся о тексте песни, о смысле этого текста, нежели чем о музыкальном сопровождении как таковом.
Хотя немало известных и успешных исполнителей работали и над музыкальным рядом, например Михаил Круг или Александр Розенбаум. Нередки случаи, когда исполнители совсем не обладают музыкальным голосом, но при этом обязательно снискают себе славу среди поклонников шансона – ведь они поют от всей души, невзирая на отсутствие голоса. Можно даже сказать, что настоящий шансон таковым и является.
Многие считают шансон жанром не очень высоким и интересным с музыкальной точки зрения, но это не так. Не говоря уже о текстах, смысл слов которых всегда получается глубоким, надо заметить, что игра языка и юмора в этих песнях заставляют кожу покрываться мурашками – они цепляют и еще как!
Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:
-
Музыкальный туризм
Как далеко готов уехать человек в погоне за звуками полюбившейся музыки? Вопрос покажется странным для новичка, но не для истинного ценителя. Представьте себе – в мире найдётся огромное количество людей, готовых преодолеть тысячи километров лишь для того, что бы услышать звуки полюбившейся мелодии.
-
Французский язык - 3
Третью статью о французском языке я начну с того, что еще раз вернусь к словам, которые заканчиваются на аж-яж. Вы, наверное, помните, если читали первую статью: этаж, шантаж, вояж, массаж. Так вот существует такое правило, что все эти слова мужского рода, за исключением шести слов, четыре из которых возможно Вам знакомы.
-
Французский язык - 4
Эту статью, посвященную французскому языку, я начну с таких слов, которые вроде бы и знакомы, но во французском означают немного не то, что мы привыкли обозначать ими в русском. Они хорошо запоминаются с помощью ассоциаций.