Что такое шансон?
Наверное, странно услышать такой вопрос от кого бы то ни было, ведь, кажется, все знают этот музыкальный жанр. Но тут-то и заключается загвоздка, что не все действительно представляют себе, чем же на самом деле является шансон.
Скорее всего, сейчас на ум пришли мысли о тюремных песнях и тюремной лирике. Да, такой жанр в музыке тоже существует – он называется блатняк, и его призвание заключается в воспевании криминальной “романтики” и тюремного образа жизни. Но с самим шансоном он мало связан.
Итак, что представляет собой шансон? Слово это французского происхождения, значит, нужно обратиться к французской истории музыки. Впервые так во Франции называли простые крестьянские песни, исполняемые в хоре.
С течением времени, эти песни расселялись по всей стране, став, по сути, визитной карточкой французских песен. Еще более популярной, эту музыку сделали уличные артисты и музыканты, игравшие в многочисленных кофейнях и ресторанах Франции.
Таким образом, наиболее лучшая и известная часть этих песен образовала фольклор, который неизменно притягивал в страну лучшие музыкальные умы человечества для ознакомления с ней.
Надо заметить, что в отличии от этого нового и успешного жанра, французская эстрадная музыка все так же была направлена на коммерцию.
Естественно, песни в стиле шансон стали играть уже не только во Франции, но и в других странах, в том числе в России. Понятно, что стиль уличной французской песни сильно повлиял на развитие русского шансона, и произошло это три раза – в конце 18 века, в начале 19 века и перед миллениумом.
Изначально, в музыке шансона преобладали нотки романса, позже, в начале 20 века, они сменились более “жесткими” мотивами. В 20 веке шансон становится популярен в виде песен с очень фривольным содержанием, постепенно расселяясь по странам и доходя до России.
В России, французский фольклор и русский смешиваются, получается все та же основа мелодичности и романса, но уже с жесткими и “русскими” чертами. Ближе к 60-ым годам прошлого века, после посещения Москвы Ив Монтана, шансон вновь находит большое количество поклонников и становится еще более популярным, тогда же и рождается “тюремный” шансон, посредством русских музыкантов, игравшие в этом жанре.
Но на самом деле, “блатная” тематика в шансоне, в том числе русском – лишь малая часть всего направления. Понятно, что в этом заключается некий истинно “русский” дух, передающий атмосферу русского быта и самосознания.
Смысл слов любой русской песни в стиле шансон можно по-разному понимать; порой они настолько глубоки и непросты, что кажется странным – как уличная песня может говорить о таких жизненных проблемах?
Оказывается, может и делает это почти в каждой своей песне. Поэтому не стоит снисходительно и презрительно относиться к исполнителям тюремного шансона – действительно ли Высоцкий, Утёсов или Никулин являются потенциальными преступниками? Однозначный ответ – нет.
Также, музыкальный мир на месте не стоит, и никто из исполнителей, когда-либо певших шансон, не делает это всю жизнь. Жанр меняется, меняется и предпочтения публики, меняются предпосылки образования новых жанров. Что в шансоне действительно важно, так это смысл слов.
Большинство шансон-исполнителей в первую очередь заботятся о тексте песни, о смысле этого текста, нежели чем о музыкальном сопровождении как таковом.
Хотя немало известных и успешных исполнителей работали и над музыкальным рядом, например Михаил Круг или Александр Розенбаум. Нередки случаи, когда исполнители совсем не обладают музыкальным голосом, но при этом обязательно снискают себе славу среди поклонников шансона – ведь они поют от всей души, невзирая на отсутствие голоса. Можно даже сказать, что настоящий шансон таковым и является.
Многие считают шансон жанром не очень высоким и интересным с музыкальной точки зрения, но это не так. Не говоря уже о текстах, смысл слов которых всегда получается глубоким, надо заметить, что игра языка и юмора в этих песнях заставляют кожу покрываться мурашками – они цепляют и еще как!
Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:
Музыкальный туризм
Как далеко готов уехать человек в погоне за звуками полюбившейся музыки? Вопрос покажется странным для новичка, но не для истинного ценителя.
Представьте себе – в мире найдётся огромное количество людей, готовых преодолеть тысячи километров лишь для того, что бы услышать звуки полюбившейся мелодии.
Армия музыкальных туристов разнообразна и многолика, как и сама музыка. Объединяющая их страсть берёт свои корни в XVIII столетии. Ещё в те далёкие времена любители музыки собирались со всей Европы где-нибудь в Австрийской столице лишь для того чтобы послушать произведения великих композиторов-современников.
Записать музыку в то время не представлялось возможным, вот и приходилось меломанам отправляться в путешествие в надежде попасть на концерт прославленных музыкантов.
Современные технологии позволяют приобрести альбом полюбившегося исполнителя, не выходя из дома. В этих условиях музыкальный туризм, казалось, обречён. Но нет, он только развивается и расширяет свои горизонты, благодаря новым скоростным видам транспорта.
География гастрольных туров звёзд мировой величины обширна, но всегда найдутся меломаны, до которых кумир не доехал с гастролями. Некоторые исполнители вообще крайне редко отправляются в турне, а чаще устраивают концерты на закрытых площадках для небольшого числа зрителей. Вот и приходится почитателям таланта отправляться в путешествие к месту выступления любимого музыканта.
К числу самых активных музыкальных туристов, безусловно, относится молодёжь. Они ежегодно посещают многочисленные музыкальные фестивали по всему миру, проделывая порой огромный путь.
Из числа таких фестивалей хотелось бы выделить ежегодный рок фестиваль в Нидерландах (Pinkpop), британский Glastonbury, американские рок-фестивали Lollapalooza и Ozzfest, фестиваль электронной музыки на Ибице, его аналог - украинский KaZантип, ещё такие как: San Francisco LoveEvolunion в США и Trence Energy в Нидерландах.
Любители этнической музыки - обособленная каста в среде музыкальных туристов. Они не посещают шумные многолюдные фестивали, отдавая предпочтение камерным выступлениям национальных ансамблей.
К отдельному направлению музыкального туризма можно отнести поездки по местам зарождения различных музыкальных направлений. К примеру, родоначальниками музыки кантри считаются ковбои из Нешвила (США), там же, в городе Мемфис штата Теннеси родился Элвис Пресли - легенда рок-н-ролла.
Если Вы музыкальный турист, то вам интересно будет посетить студию Abble Road в Лондоне, ведь на ней когда-то записывал свои песни прославленный ансамбль The Beatles.
Музыкальные туристы экстремальных направлений путешествуют по всему миру за своими кумирами, не пропускают концерты, и всё лишь для того что бы ещё раз испытать всю силу живого звука.
Как видите, мотивы у меломанов-путешественников разные: одни ценят живое исполнение, другие дружную компанию единомышленников, но всех их неизменно объединяет музыка.