Вернуться   www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры. > Дневники > NikolayUB

Оценить эту запись

Как следить за деревянной блокфлейтой

Запись от NikolayUB размещена 23.06.2010 в 13:01
Обновил(-а) NikolayUB 23.06.2010 в 14:24

В инструкции к инструменту, в интернете и на форуме есть много правил:
1) Не играть дольше 20 минут в день первые 2 недели
2) Затем увеличивать время на 5 минут каждый день
3) Промасливать инструмент раз в сезон(4 раза в год) при активной игре
и т.д.
Однако, остается непонятным на чем основаны эти правила.
Лучший способ это узнать - это их нарушить

Поскольку моя блокфлейта уже была в процессе разыгрывания, то она выдерживала без изменений звука и 30-40 минут игры первую неделю.
Затем звук ухудшался.
На третьей недели звук ухудшаться перестал совсем. Я мог играть и целый час - ничего не менялось, но было боязно совсем злостно нарушить правило номер 2.

Сегодня не побоялся, вернее просто не заметил как пролетело 1.5 часа.
Вот что обнаружилось:
1) На некоторых нотах пополз строй
2) Блокфлейта очень туго стала разбираться в верхнем колене
3) После разборки среднее колено увеличилось в диаметре в верхней части и перестало входить в верхнюю часть.
4) Через 2 минуты сушки разобранной блокфлейты на воздухе, она стала собираться снова.
5) Знакомый музыкант расcказывал, что средняя часть его самшитового альта теряет круглую форму, становится овальной после долгой игры. Я проверил свою блокфлейту на овальность, когда она увеличилась в диаметре. Все ок - остается круглой. Возможно знакомому просто не повезло с экземпляром блокфлейты.

Какие пришли выводы на ум после этого случая:
1) Нужно очень хорошо промасливать торцы средней части и внутренние ступеньки верхней и нижней. Масло брать для этого парафиносодержащее (Ямаховское как раз такое, с трудом нашел его состав в одной статье на английском) Избытка масла в данном месте можно не бояться, т.к. это стык, который не влияет на форму канала.

2) Верхнее соединение собирает максимальное кол-во конденсата при каждой игре, похоже, что промасливать его следует не раз в сезон, а раз в месяц при каждодневных занятиях.

3) В любом случае сейчас понятен принцип, по которому можно определить опасное состояние блокфлейты, способное привести к растрескиванию - заметно бОльшая сила требуется для разборки верхнего соединения, чем для сборки перед началом игры.
Потеря строя некоторых нот из-за изменения диаметра средней части - это уже критическое состояние..- явный звоночек, чтобы проверить верхнее соединение на избыточные напряжения и закончить на сегодня игру.
Размещено в Житие мое.
Просмотров 117599 Комментарии 7 Отправить другу ссылку на эту запись
Всего комментариев 7

Комментарии

  1. Старый комментарий
    Аватар для Злое Сердце
    Цитата:
    Затем звук ухудшался. На третьей недели звук ухудшаться перестал совсем.
    Николай, а что значит "ухудшался", что ты вкладываешь в это слово?

    А ты не пробовал отследить звук самого свистка в процессе общения с новым инструментом? То есть, подуть в свисток не вставляя игровую трубку, а просто так. Делать это до ежедневнх упражнений, в процессе и после... Ну, чтобы почувствовать на одном звуке, как меняется виндвей свисточка, как он все более отчетливо/все менее отчетливо шипит, например.
    Запись от Злое Сердце размещена 23.06.2010 в 20:39 Злое Сердце вне форума
  2. Старый комментарий
    Аватар для NikolayUB
    Низы начинали плохо браться и звук каким-то другим становился. Насколько помню строй тоже раньше (не только сегодня) немного плыл под конец занятий, но без такой видимой деформации средней части.
    В районе свистка никаких изменений не замечал, блокфлейта целиком уже была промаслена предыдущем владельцем, лабиум промаслен и это ИМХО правильно, хотя есть другие мнения в соответствующей теме на форуме.

    Видимо уже пора пропитывать маслом.

    Сегодня сушу, а завтра вечером сделаю эту процедуру, но пока только в том месте, в котором происходили деформации. Хочу посмотреть какие места окажутся "слабыми" следующими.

    Спасибо, буду дуть только в свисток и сравнивать звук. По идеи - это следующее "слабое место".
    Запись от NikolayUB размещена 23.06.2010 в 22:09 NikolayUB вне форума
    Обновил(-а) NikolayUB 23.06.2010 в 22:17
  3. Старый комментарий
    Аватар для Злое Сердце
    Просто основные аспекты изменения звука при разыгрывании связаны именно с свистковой частью. Вот ты сам же помнишь, что было, когда у тебя таблетка блока на ямаховском альте сдвинулась всего на немного, а сразу появились "ощущения пробки", изменился звук "верхов". На деревяхе корпус свистка в результате намокания разбухает, немножко толстеет стабилизированный блок. Блок и корпус потихоньку теряют возможность впитывать влагу, она оседает в виндвее быстрее. И все эти изменения, десятые доли миллиметра - вот это и есть основна я причина изменения звука. Практически все ощущаемые изменения звука свистковой флейты связаны именно со свистком.
    Запись от Злое Сердце размещена 23.06.2010 в 23:18 Злое Сердце вне форума
  4. Старый комментарий
    Аватар для NikolayUB
    Сейчас занимаюсь промасливанием - как раз верхняя часть сосет и сосет масло, уже в течении часа, а средняя даже первый слой не впитала, даже с торца.
    Возможно не средняя часть увеличилась в диаметре, а верхняя сжималась, что удивительно, хотя если только внутренние слой разбухали, а внешние нет, то внутренние разбухали во внутрь канала.
    Запись от NikolayUB размещена 25.06.2010 в 01:22 NikolayUB вне форума
  5. Старый комментарий
    Аватар для Злое Сердце
    Хы... Я даже не про "часть блокфлейты" говорил, а только про "виндвей - лабиум". Виндвей чуть-чуть изменился, очень незначительно - и все, поток уже подается на лабиум не в той пропорции "как задумывалось", низам уже колебаний воздушной струи недостаточно, каждый звук там "раскачивается" долго, то есть, атака становится более продолжительной по времени. На пластиковых блокфлейтах виндвей и его положение относительно лабиума деже берется "с запасом", так, чтобы низы гарантировано хрошо брались, даже при условии постоянно оседающего конденсата. То есть лабиум немножко приподнят относительно виндвея, образуемые на нем колебания получаются более редкими и более мощными.
    Вот, у твоей Ямахи нимножко удлиннилась нижняя плоскость виндвея (ну, пробка-пластинка сдвинулась вперед), в результате поток воздуха начал идти чуть вверх, и пропали низы. Поставил пробку на место - все зазвучало снова.
    Деревянные же блокфлеты должны мастерами задумываться так, чтобы после разыгрывания (фактически - постоянного смачивания блока/виндвея, и, в результате, его сужения) блокфлейта приобрела конкретный звук.
    Если делать виндвей "с запасом", то хорошо берутся низы, но верхи требуют большей передувных усилий и менее стабильны.

    Вообще, музыканту часто не верится, что на 90% играбельность инструмента завист от такой, вроде бы, малозначимой и, главное, непонятной вещи. А вот материал флейты, намокание её корпуса, впитывемость масла - они очевидны и наглядны, потому и хочется привязать изменения звука при разыгрывании именно к ним :)

    Тем, кто и грает на открытых флейтах - тем легче. Ведь они управляют винвеем (отверстием в губах) сами. Для низов у них поток воздуха шире и идет чуть вниз, для верхов - сужается и идет почти ровнехонько вдоль внешней стороны лабиума. Я потому и настаиваю: блокфлетисты, если хотете разобраться в инструменте - играйте на открытых флейтах.

    Удачи в исследованиях :)
    Запись от Злое Сердце размещена 25.06.2010 в 02:00 Злое Сердце вне форума
    Обновил(-а) Злое Сердце 25.06.2010 в 02:09
  6. Старый комментарий
    Аватар для NikolayUB
    Уже нет необходимости настаивать - у меня есть кена в ре-мажоре (самодельная), товарищ, умеющий играть на кене, ее проверил - говорит осваивать можно вполне и строй выдержан (я по фо-но строй проверял, когда напильником работал)

    Басы - да, из-за виндвея, но уползание строя это уж, наверно, следствие деформаций (на пластике строй не уползал никогда)
    На самом деле и басы и строй ерунда (дыханием можно выправить) по сравнению с риском того, что блокфлейта где-нибудь треснет при таких "танцах"

    Я уже устал, а она все еще впитывает и еще масла просит

    З.Ы. Вполне получается наносить масло аккуратно маленькой художественной кисточкой...
    Запись от NikolayUB размещена 25.06.2010 в 02:21 NikolayUB вне форума
    Обновил(-а) NikolayUB 25.06.2010 в 02:38
  7. Старый комментарий
    Аватар для Злое Сердце
    Кена, конечно, тоже вариант, но лучше была бы поперечка или сякухати. Просто у кены "свистковая часть" - довольно маленькая. А у поперечников и сякхатцев изменения направления воздуха более заметны.
    В любом случае, первое "открытие" на кене у тебя будет таким: для все более высоких звуков поток воздуха приходится направлять все выше и делать его все уже и концентрированней. На кене, вон, даже до четвертой октавы диапазона забираются.
    Запись от Злое Сердце размещена 25.06.2010 в 02:36 Злое Сердце вне форума
 

Текущее время: 11:22. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot