Итак, перевод этой статьи
http://www.unmundodebambu.com.ar/consejosi.htm
Пока неполный, по мере дальнейшего продвижения буду дополнять пост.
Если есть какие кривые места в переводе, указывайте. Перевод
Lord7, адаптация и коррекция -
Злое Сердце.
Советы по выбору кены и некоторые аспекты изготовления кены.
Резюме:
Если Вы не хотите читать статью полностью, вот ее краткое резюме:
1. Кены малого диаметра (16-17 мм) или кены с обратной коничностью (начиная с 17,5 мм) рекомендуются новичкам или профессионалам, которые хотят сразу приступить к второй/третьей октаве диапазона. На них легче интонировать, они лучше "строЯт".
2. Для студийных записей рекомендуются флейты малого и среднего диаметров (около 17-18 мм), причем предпочтительнее кены с обратной коничностью.
3. Для игры вне помещений или без использования микрофона в сопровождении громких инструментов рекомендуется использовать кены диаметром от 18 мм. Опытный флейтист может контролировать громкость (более подробно о динамическом диапазоне написано ниже).
4. 20-миллиметровые кены требуют высокого уровня исполнительства, их выбирают те опытные музыканты, которым необходим очень громкий звук или же те, которые используют в своей музыке длинные низкие ноты (например, для медитативной музыки). Извлечь на таких кенах звуки второй/третьей октав трудно. Эти флейты "строЯт" при подаче сильной воздушной струи, и у неопытные исполнители на них будут фальшивить.
5. Можно изготавливать даже кены диаметром 15 мм, на которых очень легко играть в третьей октаве и выше.
6. За исключением тех случаев, когда у заказчика особые требования к изготовлению инструмента, мы рекомендуем кены с U-образным спилом лабиума
(примечание: имеется ввиду С-образный глубокий спил). Прямоугольный спил хорош для специфического дрожащего, несколько пикантного тембра. Кены с V-образным пропилом подходят в основном для тех, кто привык играть на таких инструментах.
При выборе кены наибольшее значение значение два показателя:
внутренний диаметр и
тип организации амбушюра флейты (близость лабиума ко рту). В совокупности эти два элемента влияют на тембр и технические возможности.
Внутренний диаметр
Если флейта цилиндрическая, то диаметр измеряется со стороны исполнительского торца. Для конических флейт (часто бамбуковые флейты таковы) используется средн. арифметическая.
Кены большего диаметра (18-20 мм) обладают более громкие, у них мощные звуки внизу диапазона, тогда как более тонкие (16-18 мм) лучше подходят для игры в высоком темпе и в верхнем диапазоне, их звучание насыщено обертонами. Последние лучше подходят новичкам еще и потому, что требуют меньшего расхода воздуха.
Организация амбушюра флейты.
Губы исполнителя и спил лабима образуют такой же свисток, какой организован на блокфлейте/висле.
Основная характеристика полученного "свистка" – его
площадь. Она определяет такую акустическую характеристику, как «дополнительная длина» воздушного столба (играет большую роль в формировании частоты звука).
Чем больше площадь свистка, тем выше звук трубки, к которой присоединен такой свисток(при прочих равных условиях). Это полезно при настройке базового тона инструмента – например ноты ля 440 Гц, при точной подстройке.
При прочих равных условиях
чем больше площадь лабиального спила, тем большая поверхность задействуется, и тем
больше громкость (грубое приближение, поскольку другие элементы флейты могут препятствовать ее увеличению).
Две кены со свистками
одинаковой площади (при условии одинаковости остальных параметров: диаметров, размеров отверстий) будут издавать звук
одинаковой громкости, но тембр и "отзывчивость" могут быть совершенно различными, если ширина или глубина пропилов отличаются.
Далее рассмотрим ширину и глубину свистка.
Ширина (width) в некоторой степени определяет ширину необходимой для звукоизвлечения воздушной струи. Чем шире пропил, тем более широкую струю воздуха можно на него подавать и, таким образом, большее количество воздуха необходимо для получения более громкого звука.
Глубина (depth) – расстояние между ртом и кромкой свистка. Она измеряется вдоль инструмента и в некотором роде определяет, насколько быстрой должна быть воздушная струя, прямопропорционально влияет на расход воздуха (глубже=больше).
Для игры на кене, как и на других духовых, музыкант должен контролировать скорость воздушного потока, его точность и объем. Хороший кенист может дуть с большой скоростью, подавая больший или меньший объем воздуха для контроля громкости и подстройки высоты звука. Так вот,
глубокий пропил добавляет громкости, но на такой кене сложнее играть, потому что поток воздуха должен преодолеть большее расстояние, чтобы достичь кромки лабиума. Потоиу на таких кенах требуется большая точность и скорость подачи возлушной струи. В зависимости от того, как дует музыкант, высота звука может слегка меняться.
С акустической точки зрения это объясняется так.
Примечание: нормально объяснения так и не дано. Изменение высоты звука в результате изменения громкости объясняется механизмом "end correction": более громкая звуковая волна, с большим звуковым давлением, отражается у торца (между отверстий) раньше, чем более слабая. То есть, увеличиваем громкость=укорачиваем немного флейту=повышаем частоту. Как же меня задолбали эти горе-дудочники :) Дальше в этом абзаце ересь. Звук флейты возникает благодаря осциллятору соединенному с резонатором. Первый элемент – это воздушная струя, рассекаемая острой кромкой свистка (этот принцип лежит в основе конструкции поперечных флейт, кен, блокфлейт, флейт пинкуйо, труб органа и пр.). Высота звука меняется под влиянием скорости струи воздуха (вместо "скорости струи воздуха" следует читать "громкости" и расстояния между губами и кромкой свистка (что достигается легкой разницей в покрытии свистка).
Высота звука зависит также от положения инструмента по отношению ко рту музыканта. Любой духовой инструмент позволяет немного "изгибать звук", что при правильном использовании делает возможным применять различные эффекты при игре. Как правило, чем больше внутренний диаметр, тем больше возможности изгибания звука.
Малые пропилы дают меньшие возможностей по изгибанию нот и прочим модуляциям звука, поэтому на таких инструментах проще играть чисто. Но, с другой стороны, у них меньше громкость и "глубина" звука. Это может быть преимуществом для начинающего, но и некоторые опытные игроки также предпочитают такие амбушюры. Сложность здесь в том, что чем шире свисток, тем точнее следует подавать струю воздуха. Кроме того, малый пропил пропускает очень узкий поток воздуха, из-за чего в верхнем регистре флейта звучит резко.
"Изгибание" нот – прекрасное средство выразительности, если вы используете его намеренно. Если же вы не можете контролировать высоту звука, это звучит ужасно!
Обычно кены делят на «жесткие» и «мягкие» в зависимости от спонтанного отклика. «Мягкие» подходят для начинающих, но даже опытный музыкант может препочесть инструмент, на котором проще играть.
На технические возможности кены влияют также внешний и внутренний углы лабиального спила, и толщина стенки.
Толщина стенки также играет здесь свою роль, ограничивая движение воздуха в зависимости от того, каким образом выточен свисток (изнутри или снаружи), и влияя таким образом на звук.
Выполнение спила изнутри
спил снаружи
Это ограничение не всегда плохо. Часть молекул воздуха, которая иначе вылетела бы наружу, направляется к свистку толстыми стенками краев пропила. Это заметно главным образом на кенах со свистком, выточенным снаружи. Начинающие обычно совсем не обращают на это внимания. Но если опытный музыкант надлежащим образом использует это свойство, получается более насыщенный обертонами звук в нижнем регистре, более громкий и сочный. Это происходит из-за того, что предел передувания отодвигается дальше – музыкант может дуть сильнее, не получая передува. Особенно это касается первой октавы.
Форма свистка
Музыканты могут иметь различные предпочтения относительно формы свистка, наиболее распространенными являются V- и U-образные, и также иногда прямоугольные. Важную роль играют размер свисткового пропила по отношению к диаметру флейты и коническая форма флейты.
По нашему мнению, широкий U-образный пропил дает превосходные динамический диапазон и громкость, а также облегчает интонирование. Причина заключается в том, что большая часть слышимого нами звука, который издает кена, возникает на свистке, и, соответственно, с увеличением последнего звук усиливается.