Цитата:
Сообщение от Nik
5. после диссонанса, за которым следует разрешение
|
Представьте такое - играем гамму до-мажор:
до, ре, ми, фа, соль, ля, СИ, <воздух хвать> до
После седьмой степени (СИ) идет разрешение в тонику (до).. Тяготение седьмой ступени к тонике очень сильное, а тут, когда слушатель ожидает тонику, возникает какой-то посторонний "чмок" или просто пауза ("чмок" каким бы тихим и быстрым ни был как раз и будет слышен в момент разрешения, т.к. ожидания слушателя будут обмануты и он непроизвольно заинтересуется тем, что ему подсунули

)
Таких ситуаций достаточно много, т.к ступени лада делятся на консонирующие и диссонирующие, а музыка начинается с "интриги" (вращение вокруг диссонансов, хотя первый звук мелодии обычно консонирующий) и разрешается в консонанс.. то есть в хеппи энд..
хотя сказка иногда в принципе может закончиться и тем, что все умерли (авангардная музыка), может быть и перманентный консонанс - приторносладкая фоновая музыка со слабоощутимым развитием.
-----------
6. после вводного тона
-----------
Мой пример с гаммой это скорее к пункту 6 относится. СИ - как раз и есть вводный тон. Но принцип тот же вводный тон не может повиснуть в воздухе, он всегда разрешается,
5 и 6 можно обозначить одной фразой "не разрывать разрешение вдохом"