Цитата:
Сообщение от amateur
|
amateur, ты нашёл интереснейшую информацию по шалюмо.То,что я тут,занимась на прошлой неделе с переделкой моей F-low
в F#-low,для себя понаоткрывал при этом процессе,они уже давно вывели в их маркетинговую программу.
Как я уже писал,меня не удовлетворяли вилки на F-low.Которые очень мало понижались,несмотря на совсем малый
диаметр отверстий.И звучали глухо,да и продувать их приходилось со всей силой.
Хотя эти вилки неплохо работают у купленного мной пластмассового зафуна,начинающегося с "до"-первой октавы.
И вот что они пишут:
"Je größer ein Chalumeau, desto weniger Möglichkeiten gibt es, Halbtöne über Gabelgriffe zu spielen."
"Чем больше шалюмо,тем меньше возможностей играть полутона вилками."
"Bei den Instrumenten, die größer/tiefer sind als das C-Dur Chalumeau, funktionieren die Gabelgriffe nur noch sehr eingeschränkt und bei den ganz großen Instrumenten gar nicht mehr."
"У инструментов,которые ниже чем шалюмо до-мажор первой октавы,вилки функционируют только очень ограниченно,а на совсем больших инструментах они вообще не работают."
И я,не удовлетворенный этим неприятным фактом.Пару дней размышлял:"Отверстия маленькие - дают плохое звучание.
Надо расширять - для лучшего звука.Но тогда вилки не будут вообще работать...Хммм...?."
И ты дал мне совет : просто всё поднять на пол-тона.Я обрадовался такому повороту мысли.
И...,недолго уже думая,отпилил у моей дудки всё,что было ниже настроечного отверстия на эту самую нижнюю ноту моей F-low.
Её нижний тон поднялся почти что до F#-low,мне оставалось лишь немного поработать напильником,стачивая нижний открытый
срез,чтобы слега повысить тон.Дудка у меня осталась без настроечного отверстия,но теперь стала начинаться с F#-low.Я стал проверять,
а какие ноты звучат теперь,если открывать отверстия одно за другим.И выяснилось,что укорочение дудки на полтона,начиная с третьего
отверстия фактически не повлияло на частоты.Они оказались у меня теперь почти все на полтона ниже нового мажорного ряда.
То есть это - как раз то,что и надо для хроматики.Исходя из этого пришла мысль проэкспериментировать.Расширять только два
отверстия,которые отстоят на полтона в новом мажорном ряду.А остальные,которые сейчас ниже на полтона,но должны отстоять на
целый тон в В-low мажоре(F#-low будет пятая ступень вниз)должны получить по соседству с каждым из них ещё по одному отверстию.
Таким образом вместо одного отверстия я и сделал для них двойные отверстия для хроматики.
И опять,что я вижу на этом сайте:
"Hier gibt es also diatonische Instrumente, d.h. ohne Doppellöcher und mit wenigen oder keinen Halbtönen:"
"Здесь имеются диатонические инструменты,это значит без двойных отверстий с малыми или никакими полутонами:"
(имеются ввиду инструменты ниже до-первой октавы,как самого нижнего тона дудки)
http://www.tupian.de/Modelle/Gdia.jpg
Это то,чем было моя F-low,а вот,что с ней стало,когда она превратилась в F#-low:
"Oder die Modelle haben bis zu 6 Doppellöchern und ermöglichen dadurch das Spielen leiterfremder Halbtöne bis hin zur vollchromatischen Spielweise:"
"Или есть модели,у которых до 6 двойных отверстий,это предоставляет возможность игарать полутона вне лада или вообще полностью хроматику:"
http://www.tupian.de/Modelle/Gchrom.jpg
Особенно билизка,к тому моему эксперименту оказалась вот эта модель:
"G-Dur Chalumeau, erweiterte Griffweise mit 6 Doppellöchern"
"G-low шалюмо,с расширенной аппликатурой,она имеет 6 двойных отверстий"
http://www.tupian.de/Modelle/CUQ6.jpg
Они поместили и видео,как на ней играют:
http://www.youtube.com/watch?v=MZWxW67DpEo
Разница только в том,что я делал количество отверстий,как у зафуна.Плюс твоя коррекция аппликатуры со сменой положения двух верхних отверстий зафуна на 180° по оси.
И поэтому у моей F#-low есть ещё и 7-мое двойное отверстие снизу,одно из них - маленькое совсем и слегка выше - служит,кроме того,как октавное
отверстие,облегчающее передув.
Но,на сайте есть и предупреждение:
"Wichtig ist: je mehr Doppellöcher, desto schwieriger zu greifen. Auch für geübte Chalumeau-Spieler ist ein Modell mit 5 oder 6 Doppellöchern eine Herausforderung."
"Это - важно:Чем больше двойных отверстий,тем сложнее их закрывать.И даже для продвинутых шалюмо-музыкантов модель с 5 или 6 двойными отверстиями это - настоящий вызов."
В общем я ещё пока не занаю,насколько сложно будет мне справиться с кучей двойных отверстий на этом моём творении.
Я сделал свою дудку,как и зафун,где тоника мажорного ряда это четвёртая нота снизу,а начинается дудка соответственно с пятой ступени снизу.
И они здесь тоже предлагают такие дудки.Вот,что они пишут:
"Die Spezial-Modelle: Der Grundton der Tonart erklingt, wenn die untersten drei Löcher offen sind
verfügbar in den Tonarten D und C (Die Quinte der Tonart ist also der jeweils tiefste Ton des Chalumeaus):"
"Специальные Модели:Тоника лада у них звучит,когда открыты три нижних отверстия,имеются такие модели с D и C(таким образом квинта данного лада - это самый нижний тон шалюмо):"
http://www.tupian.de/Modelle/CQ2U-griff.jpg
Ну и...,как говорится лучше один раз увидеть,чем сто раз об этом прочитать.
Мне тогда остаётся к сказанному только выложить фотки того,что я тут навытворял.
Я только пока не надудел ничего.Поэтому звуковой инфомаций пока выложить не могу.
На первой фотке я для сравнения к моей приложил ещё и тенор блок-флейту,которая,как известно,начинается с до-первой октавы,а
значит,имея свисток на входе,имеет и большие размеры,но звучит всё равно выше бамбуковой,имеющей лепесток на входе.
И ещё,я для себя делаю дудки,чтобы правая рука была сверху.
В отличие от той же блокфлейты на снимке.