Цитата:
Сообщение от sekan
Почему-то мне казалось что у БФ Ганасси раструб без расширяющегося канала. Может гуру Нонэйм прояснит этот нюанс. Я, к сожалению, не знаю преимуществ/ недостатков такого завершения канала.
|
sekan, какой я там гуру.
Во-первых, стоит просто задать поиск "ganassi bore".
Во-вторых, "блокфлейта Ганасси" - это не какой-то тип инструмента, а название инструмента:
1. На котором можно играть аппликатурами, приведенными Ганасси в "Opera intitulata Fontegara".
2. На котором достижимы (при помощи аппликатур, приведенными Ганасси), ноты за пределами терцдецимы (октава плюс секста).
Последний пример канала может иметь аппликатуры Ганасси для диапазона в терцдециму, а вот выше они уже строить не будут. Можно ли его назвать "блокфлейтой Ганасси"?
Читать:
http://www.flute-a-bec.com/tablganassi2gb.html
То есть, блокфлейта во времена Ганасси была по-прежнему консортным инструментом, с ограниченным диапазоном. Некоторые исполнители искали возможностей расширить диапазон инструмента. Исполнитель по имени Сильвестро Ганасии имел в распоряжении несколько блокфлейт (разных, от разных изготовителей), на основе которых он нашел "Еще семь нот на блофлейте", и их привел в своей "Opera intitulata Fontegara". Непосредственно в своих примерах он использовал звуковысотные позиции в рамках стандартного "консортного" диапазона тоговремешних блокфлейт. "Две октавы+секунда" (этой нотой заканчиваются все аппликатуры сегодняшних массовых блокфлейт) используется аж два раза, "две октавы" - шесть раз, вдвоём они в четырех "упражнениях". А ноты еще выше - лишь в аппликатурах.
-
https://vicenteparrilla.com/fred-mor...ype-recorders/
-
http://www.americanrecorder.org/docs/ARnov06body.pdf (статья Адриана Брауна, самого продвинутого в реконструкции ренессансных блокфлейт).
-
http://www.buyrecorders.com/pdf_files/abinterview.pdf (просто интервью с парой основных мыслей).
По сути, аппликатуры Ганасси можно реализовать на инструментах с:
- цилиндрическим каналом, большими отверстиями и раструбом после нижнего отверстия
- каналом со слабой конусностью, большими отверстиями, и, опять же, отчетливым раструбом после него.
В 70-х Боб Марвин и Фред Морган на основе одного исторического инструмента создали свои "реконструкции", в которой с помощью цилиндрического канала, больших отверстий, раструба и кропотливого войсинга попытались достичь того, чтобы блокфлейта консортного типа допрыгивала до высот, приведенных Ганасси аж для трёх блокфлейт вместе. Морган сделал инструмент для небезызвестного Франца Брюггена, который колесил по миру, давая блокфлейтовые концерты. Затем подтянулись другие исторические дудкоделатели. В результате был создан современный (не исторический) тип инструмента.
Инструмент оказался "фишкой". Он имел тембральные характеристики, заметно отличающиеся от позднебарочных флейт, но имеющий сравнимый диапазон. Громкие низа, относительно легкие верха. Его сейчас трудно не найти в инструментарии любого основательного блокфлейтиста-профессионала. Причем, самые востребованные инструменты - далеко не альт в соль (самые распространенные во времена консортных инструментов альты), и даже не альты в фа, а сопранки в до. Просто прикольная "открытая" дудочка, на которой и средневекова музыка "в тему", и в высоком консорте поиграть можно, и даже Ван Эйком поприкидываться, плюнув на то, что блокфлейта у него была несколько иная, и даже современную музыку играть "небарочным" тембром. Такая себе, с позволения сказать, универсальная сопилка в мире свистковых флейт. Для него даже композиторы пишут отдельные произведения. На сайте Иларионова:
http://fontegara.narod.ru/renaissance.html
Отличительная особенность тех блокфлейт, которые сегодня изготовители называют "блокфлетами Ганасси": чистый передув на две октавы, то есть использование четвертого регистра: / 12/ 4567 или / 12- 457. На барочных блокфлейтах эта нотка играется в третьем регистре: / 1-- 54--.
У цилиндрических флейт есть одна особенность: передувы при всех закрытых по отношению к прочим нотам второй октавы несколько высят. Чем больше внутренний диаметр - тем заметнее завышение. Вот, например, у меня есть пимак в фа# с диаметром в дюйм (2,5 мм). При передуве всех закрытых (или с полуприкрутием верхнего в качестве регистрового) он очень аккуратно выдаёт соль! Ровнёхонько на полтона выше. В случае пимака - это очень круто, я на этом пимаке достаю полностью хроматическую гамму в октаву и терцию. Терция же берется аналогично нижней октаве (с регистровым или без). Чем шире инструмент - тем расхождение больше. Сопилкари не говорят "относительно", а просто "до второй октавы высит".
Само устройство свисткового инструмента несколько помогает решить эту проблему. Когда формируется лабиум, часть материала прямо возле свисткового окна изымается. Нужно же из круглой стенки сформировать плоский лабиум. Если делать сопилку по простой висловой технологии, из тонкостенной круглой трубки, вырезая из неё виндвей и свистковое окно, проблема будет заметнее. Но такое, фактически, увеличение внутреннего диаметра у самого свистка негативно сказывается на верхних нотах второй октавы: они ощутимее "низят". Приходится делать отверстия очень большими, делать на них специальный андеркат, использовать конусность:
http://www.blf.ru/forum/showthread.p...1527#post71527
С завышением передувов при всех закрытых можно бороться такими способами:
- диаволовы отверстия (они же настроечные) - как у кавала, бесклапанной "ирландской" поперечки.
- длинный косой срез на нижнем торце - иногда встречается у инструментов простых систем.
- раструб.
Все эти способы "сокращают канал" для основного тона цилиндрической флейты, и все в меньшей степени - для передувов. Я просил мастеров экспериментировать, наиболее ощутимый результат дают настроечные отверстия. Они же и в наибольшей степени нижнюю ноту ослабляют в громкости. Но, во-первых, мастера с трудом идут на эксперименты: время нужно, оснастка, заново определять позиции отверстий. Во-вторых, нижнее отверстие у сопилки превращено в два, потому такой раструб должен быть ярко выражен, иначе особой коррекции он не даст.
А сужение на торце, наоборот, "удлинняет канал" для основного тона, и все в меньшей степени - для передувов. Яркие примеры - кена и фрула. У них на нижнем торце сужение и сами флейты-широкомензурные. Это позволяет удобнее расположить нижнее отверстие, но требует для тех нот, которые брались бы передувами при всех закрытых, создавать отверстие под большой палец верхней руки.
Если у тебя есть барочная блокфлейта, пикни на ней третий регистр аппликатурой / 123 /567. На сопранке получишь что-то около соль диез (вместо положенной соль для сопилки), на альте - что-то около до диез (вместо до). На сегодняшних флейтах с немецкой аппликатурой такая распальцовка используется как основная для получения этих ноток.
Потому простая флейта в представлении вашего покорного слуги должна обладать одновременно:
- конусностью (либо у прямой хедджойнта, либо обратной по отверстиям до последнего);
- каким-то из решений проблемы "до высит", потому что при конусности проблема обостряется.
Или, как вариант, иметь продлённый диапазон и конусность.
К слову, если все упомянуте выше факторы и решения попытаться совместить, то можно себе преставить гипотетичский путь преобразования простой шестидырочной флейты в блокфлейту:
- продление диапазона для строя нижних нот октав диапазона (добавляем отверстие под большой палец на полутон выше септимы);
- присовокупление отверстия снизу под мизинец левой (как настроечное отверстие);
- передвижение отверстия под большим пальцем выше, чтобы оно могло для большего количества нот второй октавы служить в качестве регистрового, его аппликатура из о ооо оооо превращается в о охо ооо;
- создание обратной конусности (чтобы не низил второй регистр октава), тут открывается возможность вилкой брать альтерации внизу первой октавы;
- или создание после второго отверстия резкого сужения ради этих же целей (иногда встречается сужение после нижнего отверстия, чтобы можно было дотянуться мизинцем до отверстия);
- использование на ренессансных блокфлейтах раструба;
- ну а потом уже подключается семейка Отеттетеров, которая создаёт позднебарочную блокфлейту (на которой и конусность, и изменение конусности к нижнему концу сильноё - все ради возможности сузить канал и выйти за предел второй октавы); и семейка Деннеров, которые доводят сужение до тех шортфутов, которые мы сейчас видим в исполнении из термопластиков:
Но даже у барочных флейт ты на схеме видишь "раструбчик". Он нужен для того, чтобы самая нижняя нота инструмента была хоть чуточку погромче.
Так вот, в прибавке к вопросам аппликатуры и настройки, на "флейтах Ганасси" самая нижняя нота инструмента - очень устойчивая, её сложнее случайно передуть во второй регистр, а вот "пикнуть" четвертый регистр раструб сильно не мешает.
Встречаются совершенно канонические экземпляры:
http://www.cronopio.de/instrumentena.../blockfloeten/, у них даже на раструбе настроечные отверстия.
Обычно же всё менее гротескно. На фото торцы "современных Ганасси" и консортных флейт не "Ганасси" (или каких-то других ренессансных, фиг поймёшь).
Поскольку "высит до" ощутимее на инструментах с большим отношением мензуры к длине, то сопранки "Ганасси" в среднем имеют более ярковыраженный раструб, чем альты, чем теноры.
И вот тут много красивых фоток:
http://fernandopaz.org/flautas/
Еще был дядька по имени Klaus Grunwald. Он пытался создать инструмент погромче, и присобачил большой такой раструб к блокфлейте. Сама блокфлейта (по текстовым описаниям) - близка к цилиндрической, ширококанальная. Что там с аппликатурой - не знаю. Адлер с ним заключил соглашение на изготовление таких блокфлейт серийно, но компания загнулась.