Показать сообщение отдельно
Старый 27.02.2008, 16:18   #54
Дирижер

 
Аватар для Elga
 
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Иркутск
Сообщений: 2,189
Пол:
Вы сказали Спасибо: 260
Поблагодарили 892 раз(а) в 332 сообщениях
По умолчанию

О, многообразие музыки ограничено только человеческим воображением :)

У современного органа есть жалюзи, позволяющие плавно изменять динамику. А в баховские времена эффекта изменения насыщенности звучания достигали за счет регистровки или изменения фактуры самой музыки: грубо говоря, больше-меньше одновременно звучащих голосов. Последнее применяли и в клавесинной, и в оркестровой музыке. Для консортной тоже есть такая возможность, но не знаю, использовалась ли.

Во флейтовой и блокфлейтовой музыке композиторы тоже не хотели мириться с однообразием динамики. Уже у Ван Эйка применяются "эффекты эхо", когда один и тот же мотив играется сперва в верхнем регистре, а потом в нижнем. Возникает иллюзия наличия форте и пиано. Часто упоминаемый прием имитации пиано за счет игры стаккато, а форте - легато меня как-то не убеждает: ну не слышу я в таких случаях разницы в динамике. Уж и не знаю.

Вот что сейчас общепризнано для барочной музыки, так это "ступенчатое" изменение динамики. Считается, что плавных градаций от p к f или наоборот не было, а было только четкое чередование контрастных динамических оттенков. С другой стороны, в авторских рукописях Вивальди музыковеды насчитали больше десятка этих самых оттенков, так что не надо думать, что это было примитивное переключение с "тихо" на "громко" и обратно...

Цитата:
Интересно, что у поперечников аналогичного явления ансамблевой игры нет.
Не уверена. Ренессанс очень любил консорты однородных инструментов, каких только консортов не было. Ренессансные поперечные флейты, насколько я понимаю, трудно состроить в консорте друг с другом, у блокфлейт управлять интонацией проще. Но точно не скажу, были ли "траверсовые" консорты.

Цитата:
Выраженная динамика передает волнение, эмоциональность и т.п.. Ровный звук создает обстановку красивой бесстрастности (т.е. эмоции есть, но слушатель скорее стабилизируется психологически, чем разволновывается).
Что да, то да. Ренессансная и барочная музыка далеко не всегда бесстрастна, но всегда эмоционально уравновешена. Причем это не просто получалось само собой вследствие ограниченности возможностей инструментов. Нет, это было принципиально, это была определенная философия: музыка должна возвышать и умиротворять душу, обращать помыслы к высокому и прекрасному, а не ввергать слушателя в пучину сомнений и ужаса. Что бы ни происходило по сюжету, как бы трагично ни было произведение, барочный композитор никогда не покинет слушателя в аффекте горя и отчаяния.
Elga вне форума   Ответить с цитированием