При изменении силы выдоха меняется высота тона, это, увы, закон природы.
Мне очень интересно, что скажет о динамике уважаемый Тромбонист (если скажет: тема сложная, может оказаться, что письменно объяснить проблематично, не знаю.) Я знаю три способа изображения динамических оттенков, один из которых для моего слуха не работает.
1) последовательность нот, исполняемая legato, якобы воспринимается как более громкая, чем та же последовательность, исполняемая staccato. Моими ушами - не воспринимается. Я слышу разницу в штрихе, но не в динамике.
2) использование "тихих" и "громких" аппликатур. Очень пригождается, когда кульминация фразы приходится на высокую ноту, и эта нота в результате вульгарно "торчит": флейтист сыграл бы ее тише соседних, а блокфлейтисту приходится хитрить. Недостаток - часто заметное отличие по тембру такой "альтерантивной" ноты от соседних.
3) не знаю как называется прием, я бы для простоты назвала "пальцевое crescendo/diminuendo". Играем, например, ноту соль. Затем плавно ослабляем выдох, одновременно плавно приоткрывая нижнее из закрытых отверстий - так, как Тромбонист объяснял для глиссандо соль-ля. Ослабление выдоха понижает тон, но приоткрывание отверстия, наоборот, повышает. Баланс ищем ушами - так, чтобы тон остался на месте. Получится diminuendo. Если, наоборот, постепенно усиливать выдох, одновременно прикрывая ближайшее из открытых отверстий, можно добиться crescendo. Честно говоря, для меня использовать такое в произведении, чтобы все звучало естественно и красиво - ювелирная работа, на публике не рискну.
Иногда в нотах для блокфлейты встречаются указания: эту часть играть f, ту p. Такие вещи смущают меня чрезвычайно, потому что в голову ничего, кроме "штриховой псевдодинамики" (см. п.1), не приходит, а этот способ меня не убеждает.
|