Вернуться   www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры. > Родственные инструменты > Изготовление инструментов

Изготовление инструментов Вопросы самостоятельного изготовления инструментов. Материалы, чертежи, расчеты. Доделка, модификация.

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 27.04.2019, 21:28   #1

 
Аватар для vainamoinen
 
Регистрация: 26.05.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 605
Пол:
Вы сказали Спасибо: 169
Поблагодарили 454 раз(а) в 249 сообщениях
По умолчанию

В процессе изготовления барочных флейт траверсо, настройка является одной из самых сложных операций. Прежде чем изложить информацию, следует договориться об обозначениях. В этой статье будут применены обозначения нот и аппликатур, взятые из книги Кванца "Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen".
Также: самая низкая нота - d1, следующая октава начинается с d2, а третий регистр с d3. Обычно, a3 является самой высокой нотой на флейте траверсо.
Обозначение аппликатур: 1 - закрыто первое отверстие, 2 - закрыто второе и т.д. до шестого отверстия. 7 - палец на клапане, то есть седьмое отверстие открыто.



Строй флейты зависит от:

- Длины канала
- Шероховатости поверхности канала
- Подрезки отверстий (undercutting)
- Точности соединений
- Диаметра и профиля канала
- Размера и геометрии амбушюрного отверстия

Без игровых отверстий флейта звучит выше. После изготовления и подрезки отверстий, общий строй понижается, так как отверстия являются частью игрового канала. Расширение или сужение канала повлечёт за собой понижение или повышение строя. Канал с высокой шероховатостью поверхности будет давать более низкий строй, чем канал той же длины с низкой шероховатостью. Отсюда следует, что флейты из дерева с нелакированным каналом звучат чуть ниже флейт из слоновой кости при одинаковой длине. Соединение с плохой герметизацией может повлиять на настройку в сторону её понижения.

На высоту отдельных нот обычно воздействуют корректировкой игровых отверстий, изменением игрового канала в определённых точках или укорачиванием некоторых частей флейты. Ниже будет изложена краткая информация по изменению канала, но в первую очередь нужно определиться, что делать с игровыми отверстиями.

Настройка начинается с d1. Затем следует e1, а далее d1-d2, e1-e2 и так до b1-b2. Отверстия сверлятся на 1 мм меньше ожидаемого диаметра и перед настройкой производится лёгкая подрезка (undercutting).

d1-d2. На флейте траверсо нет настроечных отверстий, поэтому на настройку d1 и d2 можно повлиять двумя способами - расширить канал в нижнем колене или укоротить его. Положение пробки очень важно для получения правильных октавных интервалов d1-d2 и d2-d3. Перемещение пробки в сторону амбушюрного отверстия расширяет октаву, а перемещение в сторону короны делает октаву у́же. Плохо, когда интервал d1-d2 высит, а d2-d3 низит. Это уже не исправить регулировкой пробки и в таком случае требуется корректировка канала. Также, сложной является ситуация, когда d1-d2 строит, e1-e2 высит, а g1-g2 низит. Только перемещением отверстий эту проблему не решить, т.к. она кроется в неправильных развёртках, неправильном чертеже и т.д. На тех старых флейтах, которые редко используются для игры, d1 нередко низит и при этом может иногда выправиться после регулярного музицирования. Возможно, придётся при игре на такой флейте разворачивать амбушюрное отверстие более наружу и дуть сильнее для улучшения интонации. В любом случае это лучше, нежели чем при обратной ситуации, когда d1 высит - приходится поворачивать флейту внутрь и дуть тише, что неизбежно ослабляет d1.

На некоторых старых флейтах с несколькими сменными частями для игры в разных частотах (corps de rechange) в нижнем колене имеется слайд для настройки d1, который влияет на d2 и d3, а также может влиять на некоторые ноты третьего регистра. Кванц был противником этого нововведения ("...в результате укорачивания нижнего колена выше становится только ре, в то время как интонация остальных нот, таких как ре диез, ми, фа, соль и т. д. остается по большей части неизменной. Не повышаясь вместе с ре в верной пропорции, все они, за исключением нот, берущихся на отверстиях первого колена, становятся абсолютно фальшивыми. ...это изобретение стоит отклонить как вредное и губительное. Оно служит лишь для того, чтобы при необходимости из экономии сыграть на одной дурно настроенной флейте то, для чего в обычном случае требуются две флейты, настроенные по-разному – выше и ниже. Намеревающийся использовать описанное усовершенствование рискует раздражать слух, которого изобретатель этого новшества, похоже, лишен, равно как и представления о пропорциях нот." И.И. Кванц - прим. переводчика). Тем не менее, изготовление такого настроечного слайда может быть полезным при изготовлении первой копии флейты с чертежа для определения наилучшей длины нижнего колена.

Точная позиция пробки будет известна после настройки всех отверстий. Следует учитывать, что настроив d1, d2 и d3, впоследствии может потребоваться небольшое смещение пробки, чтобы обеспечить согласованность интервалов g1, g2 и g3, а также всех прочих.

d1#-d2#. Кванц проводит различие между D# и Eb. На его флейтах было два разных клапана для этих нот, а также разные аппликатуры для A#/Bb и т.д.



Чуть поворачивая флейту и меняя направление потока воздуха, можно добиться того же эффекта не теряя в удобстве игры. Важно знать, насколько часто употребляется каждая конкретная нота в той музыке, которую предстоит играть и исходя из этого расставлять приоритеты в настройке. Поэтому будет не лишним изучить музыку барокко перед тем, как настраивать флейту траверсо. Согласованность интервала d1#-d2# зависит от канала в нижнем колене, но более всего от размера седьмого отверстия. Высота подъёма подушки клапана над отверстием также влияет на настройку.

Настройка d1#-d2# не сложна, но лучше её производить не сразу, потому что Bb второй октавы зависит от седьмого отверстия, так что лучше сначала настроить F#, G и A.

e1-e2. Шестое отверстие. Некоторые академические флейтисты, играя на барочной флейте, делают ошибку, открывая вместе с шестым отверстием седьмое, что влечёт за собой слишком высокую и слишком сильную ми. e1 и e2 продуть нелегко. Тон слабый и мягкий в сравнении с ре и фа диез. Шестое отверстие оказывает влияние на фа диез, но не на фа. Некоторые мастера чрезмерно расширяют шестое отверстие в погоне за увеличенным интервалом между фа и фа диез, что ведёт к слишком высокой ми в первом и втором регистрах. Конечно, это нельзя считать полезной практикой. Шестое отверстие обычно подрезается в малой степени. Подрезка влияет на отзывчивость и тембр ноты, смягчая при необходимости слишком жёсткий тембр, но шестое отверстие и так выдаёт мягкий звук, так что удаление большого количества материала не требуется. Изменение геометрии игрового отверстия в большей степени влияет на второй регистр, чем на первый. Если шестое отверстие несколько меньшего диаметра, то интервал e1-e2 будет низить. Расширение отверстия сделает e2 выше, а e1 немного выше. Здесь следует внимательно отнестись к позиции пробки. Не стоит зацикливаться только на e1 и e2. Нужно также сыграть d1-e1 и d2-e2 для проверки правильности интервалов, а также чтобы убедиться в правильности постановки амбушюра и верном направлении воздушной струи. Подрезка отверстия со стороны колена повышает второй регистр больше, чем со стороны амбушюрного отверстия. На высоту некоторых нот третьего регистра, связанных с шестым отверстием, влияет больше не величина этого отверстия, а его геометрия. Опять же, не следует забывать про важность правильной позиции пробки.

f1-f2, f1#-f2#. Фа и фа диез обоих регистров будут настроены одновременно, так как эти ноты привязаны к пятому отверстию. На флейте траверсо интервал между фа и фа диез является небольшим. Фа несколько высит, тогда как фа диез низит, но при этом обе ноты звучат чисто по отношению к d1. Оттетер в книге "Principes de la flute traversiere" даёт простую рекомендацию - для фа диеза повернуть флейту наружу, для фа - внутрь. Аппликатуры 06 и 18 не распространены на флейте траверсо. Gb играется редко. Поэтому предпочтительнее использовать аппликатуру 05 для фа диеза и 04 для фа. Подрезанием пятого отверстия можно регулировать баланс между аппликатурой фа и простой аппликатурой фа диез.

Старые флейты из слоновой кости в основном тонкостенные и иногда имеют очень явные андеркаты игровых отверстий, что влечёт за собой несколько высящие вилочные аппликатуры. Из этого следует, что толщина стенки и подрезка отверстий влияют на высоту и тембр некоторых нот. Если традиционно низящую фа диез настроить слишком высоко, то фа повысится настолько, что её уже будет невозможно сыграть поворотом флейты. Поэтому на барочной флейте фа диез настраивается примерно на 13 центов ниже равномерно-темперированной.

g1, g2, g3 и... d3. Четвёртое отверстие. Для g1 и g2 с аппликатурой 07 использование клапана не регламентировано. Можно его использовать, а можно и не использовать. Если это как-то и повлияет, то незначительно. То же самое верно для a1/a2 и b1/b2. Аппликатура для g1/g2 одинакова, как и в случае с a1/a2, f1/f2, f1#/f2#. Конечно, амбушюр для каждой ноты корректируется, о чём подробно написано в книге Кванца. Существует множество способов выдуть неправильные октавные интервалы, что сильно скажется на интонации флейты. Очень важной нотой является d3 с аппликатурой 29, которая играется при участии четвёртого отверстия (g1-g2-d3-g3). Обычно, d3 звучит с одинаковой высотой на аппликатурах 29 и 30. Только на ранних траверсо (с широким слегка коническим каналом - Брессан, Хака) могут быть расхождения. На данном этапе настройки можно определиться с положением пробки. g1-g2-g3 и d1-d2-d3 должны звучать чисто. Обе аппликатуры для d3 должны давать одинаковую высоту. Если все эти условия выполнены, то остальные ноты не доставят проблем при настройке. Если что-то не строит, то есть несколько возможных причин:

- Основной тон инструмента настроен правильно, но могли быть завышены остальные регистры, и соответственно повысились ми, фа и прочие октавные интервалы.
- Отверстия на флейте траверсо находятся во взаимном балансе. Первое и второе более-менее одинакового размера, также как четвёртое и пятое. Третье отверстие меньше первых двух, но больше шестого. Это важно не только для правильных интервалов, но и для сбалансированности тембра. Если какие-то отверстия больше чем необходимо, значит проблемы в канале или в основном тоне.
- Если аппликатуры 29 и 30 для d3 не совпадают, то можно сделать корректировку высоты подъёма подушки клапана или размера седьмого отверстия и нота d3 должна быть сыграна аппликатурой 29 с нажатым клапаном. Возможно, первое отверстие будет больше влиять на d3 с аппликатурой 29, чем с 30. Возможно, если d3 низит, следует насколько возможно больше подрезать четвёртое отверстие. Возможно, g2 после этого начнёт высить, что придётся исправлять корректировкой игрового канала.
- Иногда можно добиться хорошего эффекта, слегка выдвинув соединения на второй и третьей частях флейты. Не всегда удаётся правильно настроить corps de rechange, потому что относительное расстояние от амбушюрного отверстия до четвёртого отверстия будет изменено больше, чем от амбушюрного до шестого при использовании более короткой секции. Примечательно, что более длинные сменные секции могут быть настроены лучше и точнее, чем короткие.
Четвёртое отверстие также влияет на a2 с аппликатурой 21. На некоторых флейтах (Стейнсби, Брюгген) четвёртое отверстие настолько мало, что аппликатура 21 слишком низит или совершенно не звучит. На некоторых флейтах Кирста четвёртое отверстие просверлено под углом и направлено в сторону амбушюрного отверстия.
- Обязательно нужно сделать так, чтобы клапан был герметичен. Это влияет не только на качество d1, но и на d3 с аппликатурой 30, и g3 с аппликатурой 37 (клапан закрыт). Корректировка g3 путём перемещения отверстия представляет из себя непростую задачу, но небольшие поэтапные изменения могут привести к хорошему результату. Обычно, g3 не является проблемной нотой.

g1#-g2#. А также A1b-A2b (см. ремарки к d1#). С некоторыми вилочными аппликатурами ситуация такова, что какие-то ноты невозможно настроить в принципе. Третье отверстие. Сначала настраиваются a1 и a2. Соль-диез первой октавы является вспомогательной аппликатурой. Если соль-диез первой октавы слишком низит, то следует поднять пальцы с шестого или седьмого отверстия. g2# - пятое отверстие открыто, иначе можно будет услышать B2b с аппликатурой 22. Это хорошее упражнение - играть A2-G2#-A2-B2b и т.д. Иногда на G2# можно использовать аппликатуру 19 без шестого и седьмого отверстий. Не только третье, но и пятое отверстие влияет на настройку. Вилочные аппликатуры звучат слабее и мягче в сравнении с простыми. Это придаёт композициям с большим количеством вилочных аппликатур тёмную окраску. На многоклапанных флейтах такого эффекта нет.

a1-a2, B2b и E3, E3b. a1 и a2 будут настроены вместе с g1# и, что более важно, g2#. Далее следует сыграть d1-e1-f1#-g-a и то же во втором регистре. Затем d3, g3, e3. e3 с аппликатурой 32 проистекает из d3# с аппликатурой 31, только третье отверстие открыто. Следовательно, третье отверстие тоже влияет на e3. E3b будет настроена с участием седьмого отверстия в комбинации с E1b, E2b и B2b с аппликатурой 22. Серия E1b-E2b-B2b-E3b должна звучать чисто и гармонично. Если B2b слишком высит, то это проблема. B2b с аппликатурой 22 может звучать выше в сравнении с A2# (21 аппликатура), но различия не должны быть слишком большими. Увеличение диаметра канала в районе второго и/или пятого отверстия могут помочь, но следует быть осторожным, так как это затронет и d2. Таким образом, четвёртое отверстие не менее важно, чем третье. Можно произвести эксперимент с подрезкой и послушать, что произойдёт с a1# и a2#, что приведёт к пониманию приоритета b1 и b2 для второго отверстия. Четвёртое отверстие также влияет на a2# (аппликатура 21). a2# также можно играть с 22 аппликатурой, в зависимости от флейты и музыкальной партии.

b1-b2. b1 не доставляет хлопот, но интервал b1-b2 иногда низит (b2 с аппликатурой 11). b2 также можно сыграть в 23 - лучшие настройка и стабильность. Хорошая проверка - b2 в 25 аппликатуре с закрытым пятым отверстием. Таким образом, b1, b2 и a2# настраиваются вместе, сверяясь с c2 в 25 аппликатуре и с b2 в 25 с закрытым пятым отверстием. В борьбе со слишком низкой a2# поможет хорошая подрезка отверстия. И b2 в 11 аппликатуре может остаться немного низящим, если с другими аппликатурами всё в порядке. Аппликатура 11 использует короткую часть флейты с широким каналом.

c1 и c1#. c1 в 12 и c1# в 14 аппликатуре являются нотами первого отверстия. c1# на старых флейтах низит и не следует пытаться подогнать её под равномерную темперацию, так как нота до станет слишком высокой. c1 в аппликатуре 13 звучит необычайно сильно. В этом положении c2 берётся проще, тогда как в 24 звучание не такое сильное. Нота c2 в 25 интересна тем, что основным отверстием для неё становится второе. c2 в 13 и 25 должна звучать в унисон. Это хорошая проверка.

c2#. с2# в 14 аппликатуре обычно слишком низит, а в 26 звучит неплохо, но немного высит. Настроить c2# не так-то просто. Главное отверстие - первое, но и второе оказывает своё влияние. При том, что эти два отверстия уже интенсивно используются для других нот. Однако же, серьёзные проблемы с c2# возникают редко и к этой ноте можно применять как альтернативные аппликатуры, так и корректировку дыхания.

E3b и E3. Об этих нотах уже было написано ранее. Это самые высокие ноты, которые удобно играть легато. Ноты выше e3 играются стаккато.

f3. Сложная нота, но не на каждой флейте. Можно использовать аппликатуру 33, прикрывая пятое отверстие наполовину. Правильно настроенное амбушюрное отверстие поможет взять эту ноту.

f3#. Аппликатура 35 немного низит, 34 немного высит, а 36 вовсе не звучит на некоторых флейтах.

g3. Эта нота была настроена вместе с g1, g2 и d2.

g3# и a3. Самые высокие ноты. Их почти невозможно настроить независимо от других, более низких нот. Некоторая коррекция канала может помочь.

Инструменты для настройки отверстий:
1- прямой или изогнутый надфиль
2- свёрнутая в трубку наждачная бумага
3- маленький резец, заточенный по сторонам
4- нож для художественных работ со сменными лезвиями
5- самодельная зенковка для андеркатов



Jan Bouterse. Zutphen, Netherlands.
Перевёл Марат Аксянов.
vainamoinen вне форума   Ответить с цитированием
Эти 3 пользователя(ей) сказали Спасибо vainamoinen за это полезное сообщение:
go_0dboy (13.05.2019), michael (28.04.2019), Свирщик (13.05.2019)
Старый 28.04.2019, 01:10   #2
Дирижер

 
Регистрация: 04.03.2018
Сообщений: 429
Вы сказали Спасибо: 88
Поблагодарили 134 раз(а) в 102 сообщениях
По умолчанию

Откуда вы берете такие волшебные материалы?
michael вне форума   Ответить с цитированием
Старый 28.04.2019, 07:13   #3

 
Аватар для vainamoinen
 
Регистрация: 26.05.2010
Адрес: Москва
Сообщений: 605
Пол:
Вы сказали Спасибо: 169
Поблагодарили 454 раз(а) в 249 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от michael Посмотреть сообщение
Откуда вы берете такие волшебные материалы?
В моём компьютере 60 Гб материалов только по духовым, не считая струнных. Часть найдена в свободном доступе, часть приобретена за деньги. Уж и не упомнить, откуда каждая конкретная статья переведена.
vainamoinen вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2019, 17:00   #4
Музыкант

 
Регистрация: 16.01.2019
Сообщений: 31
Пол:
Вы сказали Спасибо: 19
Поблагодарили 10 раз(а) в 8 сообщениях
По умолчанию

Огромное спасибо))
go_0dboy вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.05.2019, 19:49   #5
Дирижер

 
Регистрация: 19.07.2018
Адрес: Москва
Сообщений: 211
Пол:
Вы сказали Спасибо: 109
Поблагодарили 99 раз(а) в 76 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от vainamoinen Посмотреть сообщение
Без игровых отверстий флейта звучит выше. После изготовления и подрезки отверстий, общий строй понижается, так как отверстия являются частью игрового канала.
Где были эти гениальные слова, когда я пытался сделать стройную флояру? =)))
А, ну да... здесь бы и были...
Где были мои глаза и мозги? =))
Свирщик вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.05.2019, 11:40   #6
Дирижер

 
Аватар для amateur
 
Регистрация: 24.09.2005
Адрес: Ростов на Дону
Сообщений: 1,252
Пол:
Вы сказали Спасибо: 189
Поблагодарили 421 раз(а) в 291 сообщениях
По умолчанию

Поэтому я на своих дудках сверлю сразу, хотя и меньшего диаметра, но все отверстия. После этого корректирую основной тон, а потом начинаю настраивать отверстия по порядку снизу вверх. Но настраиваю при первом проходе чуток ниже. Опять корректирую основной тон и потом уже настраиваю точно. Иногда и еще 1-2 прохода приходится делать. Главное не проскочить, чтобы не потребовалось уменьшать отверстие, что гораздо муторнее и не всегда возможно, особенно без ущерба внешнему виду.
__________________
Не боги горшки обжигают. Главное, было бы желание.
amateur вне форума   Ответить с цитированием
Старый 23.05.2019, 15:42   #7
Дирижер

 
Регистрация: 04.03.2018
Сообщений: 429
Вы сказали Спасибо: 88
Поблагодарили 134 раз(а) в 102 сообщениях
По умолчанию

amateur, полностью согласен: тоже к этому пришёл: сверлится всё, потом доводится в несколько проходов.
michael вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы
Опции просмотра
Комбинированный вид Комбинированный вид

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 01:14. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot