|
04.05.2009, 03:32
|
#1
|
Музыкант
Регистрация: 23.04.2009
Сообщений: 22
Вы сказали Спасибо: 20
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
|
Здравствуйте. Возможно ли так: не меняя знаков при ключе, перетащить ноты на определённый интервал (отделяющий тональность инструмента от тональности произведения). Правильно ли я поняла, что:
1. в этом случае собственно транспонирования не происходит, а я только перевожу под аппликатуру своего инструмента те ноты, которые записаны на листе= в итоге произведение, если конечно позволяют возможности иструмента, исполняется мной в той тональности, которая на листе;
2. После вышеозначенной операции что необходимо проделать кроме проставления (замены) знаков при ключе (упоминалась проверка соответствия того что получилось с тем, что имелось на предмет сохранения мажорного, или минорного лада - если так, то как это)?
|
|
|
04.05.2009, 09:05
|
#2
|
Дирижер
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Иркутск
Сообщений: 2,189
Пол:
Вы сказали Спасибо: 260
Поблагодарили 889 раз(а) в 330 сообщениях
|
makin,чтобы не запутать Вас еще больше, давайте говорить о Вашей конкретной ситуации. Впечатление, что у Вас альт, на котором Вам нужно играть по обычным (не транспонированным in F) нотам, но аппликатуру Вы знаете только для сопрано. Так?
Если так, то Вы можете упростить процедуру, воспользовавшись квинтовым кругом. Вы пока что найдите его, хорошо? А к вечеру Анатолий объяснит подробности или я (но у меня сложнее получается )
P.S. Кажется, там не альтовая блокфлейта, а кларнет. В неизвестном строе. Ждем подробностей.
|
|
|
04.05.2009, 18:14
|
#3
|
Музыкант
Регистрация: 23.04.2009
Сообщений: 22
Вы сказали Спасибо: 20
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
|
Здравствуйте. У меня и кларнет (строй Сиb) и блокфлейта (т.н. сопрано). Конечно основные трудности связаны с транспонированием для кларнета. Однако: если переместить все ноты на определённый интервал(расстояние между тональностью инструмента и произведения) вверх/вниз, не меняя знаков при ключе, сыграть это, то будет сыграно в той тональности, в которой было записано на листе? Пример: написана нота "ре" в тональности "до". Соответственно, звук этой ноты в тональности Сиb (тональности инструмента) будет соответствовать ноте "ми" в этой тональности. Прибавляем ко всем нотам 200 Cent, играем, = игра в тональности "До". Так? Если же меняем знаки при ключе, будет тональность Сиb (а это уже и есть транспонирование)? Так?
Последний раз редактировалось makin; 04.05.2009 в 18:17..
|
|
|
04.05.2009, 18:18
|
#4
|
Дирижер
Регистрация: 19.04.2007
Адрес: Львов
Сообщений: 1,926
Пол:
Вы сказали Спасибо: 137
Поблагодарили 305 раз(а) в 187 сообщениях
|
makin, Не совсем - кларнет меняет тональность. И если вы будете брать в тональности "До-мажор" все ноты на тон выше (кстати, это не совсем интервал в данном контексте, правильнее было бы сказать "на большую секунду"), то у вас появятся "случайные" диезы у всех нот До и Фа, что соответствует тональности Ре-мажор.
Таким образом партия будет звучать в до-мажоре, но написана для кларнета она будет в ре-мажоре.
Последний раз редактировалось Wild Falcon; 04.05.2009 в 18:21..
|
|
|
Этот пользователь сказал Спасибо Wild Falcon за это полезное сообщение:
|
|
04.05.2009, 18:44
|
#5
|
Дирижер
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Иркутск
Сообщений: 2,189
Пол:
Вы сказали Спасибо: 260
Поблагодарили 889 раз(а) в 330 сообщениях
|
makin, как ни странно, Вам нужно именно транспонировать, чтобы музыка прозвучала в той тональности, в которой написана. То есть Вы транспонируете на большую секунду вверх, а кларнет "сам" транспонирует обратно, на большую секунду вниз - в результате звучит то, что написано.
Вариантов действий два:
1) Играть каждую ноту выше на большую секунду. Сами собой будут проявляться знаки новой тональности - то, о чем сказал Wild Falcon.
2) Заранее определить новую тональность и ее знаки, а про знаки старой тональности забыть. Играть каждую ноту на секунду выше, не думая о том, малая это секунда или большая - она будет "сама" получаться большая, если учитывать знаки новой тональности. Со знаками, кстати, в вашем случае просто: нужно к знакам исходной тональности прибавить два диеза (или отнять два бемоля), и получится тональность на большую секунду выше исходной.
Сие теория. Как именно предпочитают играть живые кларнетисты - я не знаю
|
|
|
Этот пользователь сказал Спасибо Elga за это полезное сообщение:
|
|
04.05.2009, 20:12
|
#6
|
Дирижер
Регистрация: 19.04.2007
Адрес: Львов
Сообщений: 1,926
Пол:
Вы сказали Спасибо: 137
Поблагодарили 305 раз(а) в 187 сообщениях
|
Elga, Живые кларнетисты предпочитают играть по нотам, написанным для кларнета Это если в ансамбле. А если сольно (и ноты не для кларнета) - то, насколько я знаю, вообще не мучаются транспонированием - играют как написано.
Ну и я, хоть на кларнете еще больший начинающий чем на бф, предпочитаю играть "по-правильному" - мои партии кларнета в ансамбле выше остальных партий на большую секунду. А то вдруг когда-то кларнетом в Ля или Миб разживусь, не придется мучиться с переучиванием аппликатуры - кларнеты для того и сделаны транспонирующими, чтобы сделать универсальной нотную запись для всего семейства инструментов.
Последний раз редактировалось Wild Falcon; 04.05.2009 в 20:21..
|
|
|
04.05.2009, 22:27
|
#7
|
Музыкант
Регистрация: 23.04.2009
Сообщений: 22
Вы сказали Спасибо: 20
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Elga
1) Играть каждую ноту выше на большую секунду. Сами собой будут проявляться знаки новой тональности - то, о чем сказал Wild Falcon.
|
А если ноты написаны в тональности соль, то нужно (для кларнета в тональности си-бемоль) каждую ноту повышать на большую сексту (900 центов)? И ещё прошу подсказать: при таком способе транспонирования лад произведения сам собой измениться не может?
Последний раз редактировалось makin; 04.05.2009 в 22:36..
|
|
|
05.05.2009, 00:02
|
#8
|
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Москва
Сообщений: 2,270
Пол:
Вы сказали Спасибо: 112
Поблагодарили 773 раз(а) в 383 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от makin
А если ноты написаны в тональности соль, то нужно (для кларнета в тональности си-бемоль) каждую ноту повышать на большую сексту (900 центов)? И ещё прошу подсказать: при таком способе транспонирования лад произведения сам собой измениться не может?
|
Если ноты в соль мажоре или ми - миноре, то при ключе стоит один знак, фа диез. Что бы сыграть это на кларнете вместе с блокфлейтой в унисон, то партию для кларнета нужно странспонировать на большую секунду вверх, в данном случае получим три диеза при ключе и Ля-мажор или фа#-минор. Лад при транспонировании не изменится. То есть ми - минор станет фа#-минором, а соль мажор - ля-мажором. Это без учета того, что блокфлейта звучит на октаву выше записанного. Ну и в гармоническом фа#-миноре будет ми#, это понятно.
__________________
Слово "блокфлейта" пишется слитно.
|
|
|
Этот пользователь сказал Спасибо Анатолий за это полезное сообщение:
|
|
16.02.2013, 16:39
|
#9
|
Новичок
Регистрация: 16.02.2013
Сообщений: 1
Вы сказали Спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
|
Здравствуйте. Я уже 2 недели играю на клартете. Я знаю, что играя с пианино, надо транспонировать на большую секунду. У меня появился вопрос - почему нельзя сразу учить аппликатуру так, чтобы не надо было транспонировать (вместо до играть ре, выучить это ноту как до, и она будет совпадать с до на пианино)?
В будущем я буду играть в ансамбле с пианино, гитарой и вокалом, подстраиваться под кларнет там никто не будет. иногда надо сразу играть по нотам, нет времени транспонировать в редакторе, а в уме транспонировать сложно. Можно ли сразу учить аппликатуру, чтобы ноты совпадали с пианино?
|
|
|
16.02.2013, 17:21
|
#10
|
Дирижер
Регистрация: 28.08.2007
Адрес: Москва
Сообщений: 3,875
Пол:
Вы сказали Спасибо: 2,617
Поблагодарили 3,744 раз(а) в 1,746 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Clai
Можно ли сразу учить аппликатуру, чтобы ноты совпадали с пианино?
|
Можно.
|
|
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Текущее время: 01:48. Часовой пояс GMT +3.
|
|
|
|