|
Об игре на блокфлейте Как в блокфлейту можно дуть и что на ней имеет смысл зажимать. |
09.01.2012, 16:32
|
#11
|
Дирижер
Регистрация: 24.09.2005
Адрес: Ростов на Дону
Сообщений: 1,252
Пол:
Вы сказали Спасибо: 189
Поблагодарили 421 раз(а) в 291 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Elga
Если непременно надо выучить наизусть целиком нечто слишком большое - есть такой прием: музыка разбивается на удобные кусочки, и эти кусочки учатся в обратном порядке, сперва последний, потом предпоследний и последний, и т.д. Смысл в том, чтобы вы всегда играли от менее известного материала к более известному, это снимает психологическое напряжение и "ожидание провала". Работает :)
|
Очень интересная мысль на счет порядка разучиваемых отрезков. Надо будет попробовать. Сам тоже сталкивался с озвученной проблемой, но не зацикливаясь на ней просто разучивал отрезками. Интересно еще то, что чем лучше и увереннее для какого-то инструмента читал ноты с листа, тем больше мозг ленится. . А когда еще связь нот на листе с пальцами неуверенная, разбор идет медленнее, но зато запоминается быстрее (пока разберешь все практически и запоминается). А когда взял и сразу с листа сыграл практически как надо (по крайней мере кажется что как надо), то вроде бы и зачем напрягаться учить . Но учить думаю все же надо, т.к. когда пальцы запомнят мозги и слух уже работают в основном над звуком, как таковым и нюансам украшениями итп, не отвлекаясь на чтение нот, и уже увереннее возникают свои вариации/импровизации. Правда когда уверенно читаешь с листа глаза нет нет да тянутся невольно к листу даже когда казалось бы полностью выучил вещь. Вот тут надо уже заставить себя думать только слухом, а лист вообще спрятать. А вообще возможно у кого-то фотографическая память и они видят по памяти сразу всю тему. А у кого то идеальный слух и музыкальная память (мне и то и другое пришлось довольно долго упорно разрабатывать и воспитывать в себе, т.к. изначально природа поскупилась в этом плане для меня ) и он запоминает всю тему со всеми вариациями сходу. У меня обычно именно с запоминанием всех вариаций тормоза. Основную тему почти сразу часто получается запомнить, а вот вариации, если их несколько особенно, путаются, а иной раз вообще отсебятина прет . Я никому ничего не советую, а просто поделился своими мыслями относительно собственного проблем и подходов. Каждый наверно сам находит свой способ.
Я где-то, когда-то прочитал, - японцы считают, что для уверенного и красивого исполнения произведения нужно его проиграть 1000раз. . Вообще то тоже работает и в плане запоминания. Так тоже пробовал. То бишь не разбивать на отрезки, а играть до посинения всю тему по нотам. Не знаю точно как быстрее .
__________________
Не боги горшки обжигают. Главное, было бы желание.
Последний раз редактировалось amateur; 09.01.2012 в 17:00..
|
|
|
09.01.2012, 17:12
|
#12
|
Музыкант
Регистрация: 03.10.2011
Сообщений: 95
Вы сказали Спасибо: 1
Поблагодарили 5 раз(а) в 4 сообщениях
|
Видимо у меня проблема с переносом звука из головы в руки :)
Я помню свои мелодии просто по звуку, возможно стоит запомнить их нотами.
То есть я звук помню, а в пальцы перекладывается тяжело
|
|
|
09.01.2012, 17:27
|
#13
|
Музыкант
Регистрация: 22.02.2011
Адрес: Московская область
Сообщений: 88
Пол:
Вы сказали Спасибо: 73
Поблагодарили 40 раз(а) в 16 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от Elga
Я только знаю, что выпускники ДМШ, если они не пошли дальше музыкально образовываться, в большинстве своем по нотам не поют и теорию представляют себе очень смутно. Но это не вина программы ДМШ, это такое отношение к предмету.
|
Согласна с тем, что сольфеджио ученики муз.школ в основной массе терпеть не могут. Не знаю, может, сейчас что-то изменилось, но в бытность мою ученицей ДМШ (с 1991 по 1998 гг) ситуация была именно такова. (И, кстати, у нас было 2 занятия в неделю). Но также во многом виноваты в этом и сами преподаватели. Я была одной из тех немногих, кто сольфеджио обожал, но так сложилось, что в первых двух классах у нас была совершенно замечательная преподавательница, которую все любили и потому худо-бедно занимались даже те, кому не нравился предмет, а потом она надолго заболела и нам дали другую учительницу, которая явно лучше умела орать на учеников, чем преподавать. Ко мне она, правда, относилась хорошо, но от неё я ничего нового и интересного не узнала, о чём, признаюсь, жалею, хоть по музыкальной стезе и не пошла. На уроках мы в основном писали диктанты, теории было мало, так что при всей моей любви к сольфеджио я даже сейчас многое для себя открываю...
А преподавательница муз.литературы, дама пожилая, вообще просто открывала на уроках учебник и читала нам соответствующий параграф, который у следующему занятию надо было выучить (чуть ли не слово в слово). Изредка, правда, она ставила послушать донельзя хрипевшие и часто заикавшиеся пластинки.
__________________
♫ ♪ Флейта YAMAHA YFL-211 ♪ ♫
♫ ♪ Синтезатор KORG X50 ♪ ♫
|
|
|
09.01.2012, 18:18
|
#14
|
Дирижер
Регистрация: 12.04.2011
Адрес: Саранск
Сообщений: 1,097
Пол:
Вы сказали Спасибо: 410
Поблагодарили 861 раз(а) в 432 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от amateur
Я где-то, когда-то прочитал, - японцы считают, что для уверенного и красивого исполнения произведения нужно его проиграть 1000раз.
|
О результатах и оценке такого заучивания японцами музыки, на форумклассика в своё время были очень жаркие дебаты.
Но, собственно, почти все сходились, что с классикой у них получается не очень. А вот механически заучивать и играть умопомрачительные пассажи ценой суточных занятий - легко.
|
|
|
09.01.2012, 18:25
|
#15
|
Дирижер
Регистрация: 24.09.2005
Адрес: Ростов на Дону
Сообщений: 1,252
Пол:
Вы сказали Спасибо: 189
Поблагодарили 421 раз(а) в 291 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от BCluster
Видимо у меня проблема с переносом звука из головы в руки :)
Я помню свои мелодии просто по звуку, возможно стоит запомнить их нотами.
То есть я звук помню, а в пальцы перекладывается тяжело
|
Возможно для улучшения этой ситуации надо побольше снимать на слух. Не уверен правда на все сто, что это поможет в запоминании нот на листе.
Еще думаю для увязки звука с пальцами полезно побольше играть гаммы. А также сейчас вот подумалось. У меня вроде бы улучшилась ситуация, когда я больше стал уделять внимания предварительному анализу произведения, - определение тональности, аккордов и их последовательности. А также иногда проигрываю гаммы в тональности темы и ее модуляциях. Часто бывает, что после проигрыша этой гаммы (а ныне и без проигрывания, а просто глядя на "текст" т.к. определение тональности давно перестало быть для меня проблемой) транспонирую тему в более удобную для конкретного инструмента (я все говорю не относительно бф, а относительно всех инструментов, включая струнные, на которых пытаюсь играть) тональность, т.к. порой попадаются записи тем в тональностях совершенно неприемлемых для конкретного инструмента.
__________________
Не боги горшки обжигают. Главное, было бы желание.
|
|
|
09.01.2012, 22:20
|
#16
|
Дирижер
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Иркутск
Сообщений: 2,189
Пол:
Вы сказали Спасибо: 260
Поблагодарили 889 раз(а) в 330 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от BCluster
Видимо у меня проблема с переносом звука из головы в руки :)
Я помню свои мелодии просто по звуку, возможно стоит запомнить их нотами.
То есть я звук помню, а в пальцы перекладывается тяжело
|
Память - дело индивидуальное. Одному поможет "запоминать нотами", другому нет, но чаще получается, что нет: лишняя нагрузка на мозги вместо облегчения.
Облегчение будет, если вы будете легко ориентироваться в теории и понимать, что, собственно, играете: смену гармоний, движение по нотам аккордов и т.п. Большая редкость среди любителей, но можно поставить такую цель.
Раз вы не признаетесь, как именно учите, мне остается предполагать дальше.
Предполагаю:
1) Начинаете учить наизусть раньше, чем произведение "улеглось в руках". Связь между слуховой и моторной памятью не устанавливается, потому что не успевает. Решение - не спешить учить наизусть, отрабатывать по нотам до полного удовлетворения. Качеством исполнения, я имею ввиду. Во время игры по нотам активно связывать слух с моторикой: "предслышать" каждый следующий ход, мысленно петь вперед.
2) Пытаетесь запомнить произведение сразу целиком. Это провальный подход, если вы не юный Моцарт. Разбивайте на маленькие отрывки и учите их по отдельности, потом проучивайте "стыки", потом соединяйте эти кусочки по два-три вместе, и т.д.
3) Не учите вообще, просто ожидаете, что оно само сыграется. Есть люди, у которых действительно после определенной проработки по нотам "само играется" наизусть. Но если вы не из их числа, с этим придется мириться и развивать память.
|
|
|
09.01.2012, 22:53
|
#17
|
Дирижер
Регистрация: 04.05.2005
Адрес: Иркутск
Сообщений: 2,189
Пол:
Вы сказали Спасибо: 260
Поблагодарили 889 раз(а) в 330 сообщениях
|
Цитата:
Сообщение от amateur
Очень интересная мысль на счет порядка разучиваемых отрезков. Надо будет попробовать.
|
Попробуй, оно работает для любого материала, который зачем-то надо выучить наизусть: музыка, стихи, доклады, танцы, что угодно
Учить наизусть надо, если не хочешь быть привязан к бумажке. Но многих любителей привязанность к нотам не напрягает, чего тут, собственно, напрягаться, поставил ноты и играешь. А меня ноты в какой-то момент начинают сбивать, я вдруг теряю место, где играю, не то вижу и т.п. Приходится учить наизусть, как только всё нормально разобрано - иначе я не сыграю чисто. При этом зрительной памяти у меня нет совсем. Поиграв произведение наизусть, я уже не смогу легко вернуться к нотам, мне придется разбирать их заново. А у кого-то наоборот, "запоминается страница" и по ней мысленно всё играется. Кто-то отрывается от бумажки с большим трудом, кто-то с облегчением, кто-то влет читает с листа и не запоминает совершенно (с большим удивлением обнаружила, что у знакомой преподавательницы сольфеджио совсем слабая слуховая память, она ею просто не пользуется), другому хорошая читка с листа, наоборот, помогает. Один может эмоционально и продуманно играть по нотам, но наизусть будет шпарить механически; другой - ровно наоборот. Вообще-то среди непрофессионалов чаще наоборот, начинающих для того и заставляют учить наизусть, чтобы без судорожного разглядывания бумажки у них появились ресурсы для осмысленной игры. Раньше времени учить наизусть не стоит - может получиться механическая зубрежка. Но и слишком долго долбить по нотам большинству тоже вредно, начинается "заигрывание", "забалтывание", потеря смысла. Так и живем.
|
|
|
09.01.2012, 23:06
|
#18
|
Дирижер
Регистрация: 24.09.2005
Адрес: Ростов на Дону
Сообщений: 1,252
Пол:
Вы сказали Спасибо: 189
Поблагодарили 421 раз(а) в 291 сообщениях
|
Я еще замечал, что если тема в хорошо наигранной тональности, в которой пальцы сами бегают при импровизации, процесс разучивания/запоминания темы идет гоораздо быстрее. То бишь штудирование гамм (такое неинтересное занятие, особенно для новичков ) совсем не последнее дело, кторое может помочь и здесь. Вот я открываю фундаментальный учебник по импровизации на саксофоне и там чуть ли не половину книги занимаю гаммы во всех ладах от всех нот. И не раз встречал упоминание в учебниках по импровизации, что импровизатор должен уметь сыграть любую гамму от любой ноты сходу.
__________________
Не боги горшки обжигают. Главное, было бы желание.
|
|
|
09.01.2012, 23:16
|
#19
|
Дирижер
Регистрация: 24.09.2005
Адрес: Ростов на Дону
Сообщений: 1,252
Пол:
Вы сказали Спасибо: 189
Поблагодарили 421 раз(а) в 291 сообщениях
|
У меня тоже бывает такое, что когда играешь некоторые давно разученные вещи, если вдруг захочешь что-то вспомнить о нотах, то сразу сбиваешься, и порой даже теряется нить темы вплоть до того, что приходится начинать не с того места, в котором сбился, а раньше, или даже сначала. Так что когда играю наизусть стараюсь отгонять любые мысли нотном листе .
__________________
Не боги горшки обжигают. Главное, было бы желание.
|
|
|
09.01.2012, 23:16
|
#20
|
Музыкант
Регистрация: 03.10.2011
Сообщений: 95
Вы сказали Спасибо: 1
Поблагодарили 5 раз(а) в 4 сообщениях
|
Ну вы меня подвели к другой проблеме - читать с листа быстро я не могу, поэтому ноты для меня не подсказка ) Стоит этим заняться наверное
|
|
|
Опции темы |
|
Опции просмотра |
Линейный вид
|
Ваши права в разделе
|
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения
HTML код Выкл.
|
|
|
Текущее время: 17:48. Часовой пояс GMT +3.
|
|
|
|