Меня сейчас закидают тапками,но..господа.. блокфлейта не такой уж и сложный инструмент, чтобы не научиться играть на нем самостоятельно на любительском, начальном уровне, а дальнейшее совершенствование должно идти при игре в коллективе, да хотябы дуэтом....Мало того что дуэты прекрасней по звуку, но они-то и развивают музыкальный слух, "профессионализм" в игре. А вот с этим-то и проблема у нас... И вообще это барочный инструмент, а тогда как, придут..собируться на кухне, во дворце..кто флейту принесет, кто виолончель, кто-то клавесин подтащит, и давай рубать, не сильно задумываясь над проблемами исполнения)) А потом, что такое профессионал? Это синтез двух ипостасей-мастерства исполнения, и чувства того,что ты исполняешь. Ну и вот, если второе-это, скорее, врожденное, то первое (мастерство исполнения) это именно то чему и учат...Готовы по 8 часов в день играть гаммы? (нуу сильно утрируя) Весь вопрос зачем?
Меня сейчас закидают тапками,но..господа.. блокфлейта не такой уж и сложный инструмент, чтобы не научиться играть на нем самостоятельно на любительском, начальном уровне,
Да какие тапки. Да, инструмент заведомо проще скрипки, фортепиано, оркестровых духовых. Да, редкий случай, когда можно самоучкой добиться неплохих результатов. Сложность блокфлейты в том, что звук ее - это... графика. Чистая линия остро отточенным карандашом. Нужна ювелирная точность, микроскопические огрехи сразу создают ощущение небрежности. Вот ради этого, пожалуй, и по 8 часов... ежели они есть...
Цитата:
а дальнейшее совершенствование должно идти при игре в коллективе, да хотябы дуэтом....Мало того что дуэты прекрасней по звуку, но они-то и развивают музыкальный слух, "профессионализм" в игре.
Да. И желательно, чтобы при этом присутствовал человек "с ушами", потому что блокфлейтовая интонация для людей без музыкального образования - штука, увы, неочевидная, а со стороны двухдудочная фальшь как-то особенно, рекордно омерзительна
Меня сейчас закидают тапками,но..господа.. блокфлейта не такой уж и сложный инструмент, чтобы не научиться играть на нем самостоятельно на любительском, начальном уровне, а дальнейшее совершенствование должно идти при игре в коллективе, да хотябы дуэтом....Мало того что дуэты прекрасней по звуку, но они-то и развивают музыкальный слух, "профессионализм" в игре. А вот с этим-то и проблема у нас... И вообще это барочный инструмент, а тогда как, придут..собируться на кухне, во дворце..кто флейту принесет, кто виолончель, кто-то клавесин подтащит, и давай рубать, не сильно задумываясь над проблемами исполнения)) А потом, что такое профессионал? Это синтез двух ипостасей-мастерства исполнения, и чувства того,что ты исполняешь. Ну и вот, если второе-это, скорее, врожденное, то первое (мастерство исполнения) это именно то чему и учат...Готовы по 8 часов в день играть гаммы? (нуу сильно утрируя) Весь вопрос зачем?
В каждой области деятельности существуют мастера и подмастерья, профессионалы и кустари - "ярлыки" эти довольно условны, а граница не всегда четкая, но важно что такой "вектор направленности" есть, и без вторых не появлялось бы первых.
Еще в каждой области деятельности есть понятие искусства. По мотивам отсюда я бы сказал, что искусство - это некие конструкции в данной области (а также умение произвести процесс их получения), которые доставляют сколько-нибудь значимое эстетическое удовольствие для некоторой группы людей. Можно рассматривать искусство - как попытки преодоления ограниченности средств в попытке достичь некий эстетический идеал.
Есть искусство проектирования табуреток, а есть искусство создания табуреток, ну и еще есть искусство сидения на табуретках. Есть искусство сочинения музыки, есть искусство исполнения музыки, а есть искусство восприятия музыки. Так вот, с моей точки зрения, некто будет профессионален в той или иной области тем больше, чем лучше ему удается приблизиться к некоторым эстетическим идеалам в этой области, но не только это - чем лучше он при этом понимает, какими средствами ему нужно пользоваться в каждом случае для этого и почему. Т.е., наверное, я бы сказал так: профессионализм - это не просто создание искусства, но искусство создания искусства.
Цитата:
Сообщение от ulens
А потом, что такое профессионал? Это синтез двух ипостасей-мастерства исполнения, и чувства того,что ты исполняешь.
Я бы тут не противопоставлял мастерство и чувство - если мы посчитаем, что для мастерства необходимо чувство, то это аттрибут мастерства. Тут, я думаю, лучше перефразировать так: в каждой области существует некий инструментарий (например, блокфлейта, нотная запись) и навык им пользоваться (т.е. техника игры на блокфлейты) и умение применять этот навык (т.е. ставить исполнительские задачи и подбирать пути их решения) - и они тесно переплетены: без обладания определенного уровня техникой мы будем ограничены в возможностях того, что мы можем захотеть сделать (про что-то мы можем даже не подозревать, что мы можем это сделать), а без "головы" мы и обладая сногсшибательной техникой не сможем ее интересно, по-умному (а не собезьянничав) применить.
Цитата:
Сообщение от ulens
Готовы по 8 часов в день играть гаммы? (нуу сильно утрируя) Весь вопрос зачем?
Гаммы, как я тут понимаю, некий образ. Тут вопрос мотивации. Если я начинаю играть и чувствую, что пальцы слушаются плохо, язык не гнется и т.п. - и я не могу даже начаться пытаться сыграть то, что хочу так, как я хочу - назовем так: не хватает нужной легкости - то почему бы не потратить некоторое время поиграв простые, пусть даже быть может скучные упражнения просто для того, чтобы почувствовать пальцы, дыхание и т.п. Если я хочу в каком-то произведении суметь сыграть сложное место, то можно целеустремленно каждый день тратить время на какие-то специальные упражнения. Лист, услышав игру Паганини был так ею, потрясен, что решил достигнуть в игре на рояле подобной технической виртуозности - и, будучи уже признаным виртуозом, придумывал для себя упражнения для развития техники и играл их каждый день.
Конечно гаммы это условность, я хотел сказать, что "профессионалу" надо в первую очередь совершенствовать технику, то есть мноого времени уделять техническим упражнениям, этюдам и тд и тп). мне кажется, что любителю это не так важно..Это мастерам непростительно не то что неправильно взятая нота, но и неправильное ее гм..интонирование..все-таки любителю почти не важно гм..само чувство музыки, в первую очередь самоучке интересна просто возможность исполнить ту или иную понравившуюся вещь..конечно потом, исполняя ее уже раз этак пятидесятый, без технических огрехов начинаешь задумываться над смыслом..и вот тут понимаешь, как прекрасно было сказано выше, что " Сложность блокфлейты в том, что звук ее - это... графика. Чистая линия остро отточенным карандашом. Нужна ювелирная точность, микроскопические огрехи сразу создают ощущение небрежности..." (как всегда немного сумбурно..но что поделать )
Сегодня впервые попробовал играть под аккомпанимент фоно... Ааа!!! Мне пнравилось! Правда тут же обнаружилась куча ошибок - и в первую очередь недотягивание длинных нот.
Меня сейчас закидают тапками,но..господа.. блокфлейта не такой уж и сложный инструмент, чтобы не научиться играть на нем самостоятельно на любительском, начальном уровне,
Да какие тапки. Да, инструмент заведомо проще скрипки, фортепиано, оркестровых духовых. Да, редкий случай, когда можно самоучкой добиться неплохих результатов. Сложность блокфлейты в том, что звук ее - это... графика. Чистая линия остро отточенным карандашом. Нужна ювелирная точность, микроскопические огрехи сразу создают ощущение небрежности. Вот ради этого, пожалуй, и по 8 часов... ежели они есть...
Цитата:
а дальнейшее совершенствование должно идти при игре в коллективе, да хотябы дуэтом....Мало того что дуэты прекрасней по звуку, но они-то и развивают музыкальный слух, "профессионализм" в игре.
Да. И желательно, чтобы при этом присутствовал человек "с ушами", потому что блокфлейтовая интонация для людей без музыкального образования - штука, увы, неочевидная, а со стороны двухдудочная фальшь как-то особенно, рекордно омерзительна
Тема вечная и непобедимая.Увы мне кажется, что и те кто играют профессионально и те кто играют на кухне нуждаются в слушателях, иначе кто же оценит их игру.И тут у домашних музыкантов совсем всё плохо единственными их почитателями становятся близкие родственники и соседи.Как вам кажется, если играть кривыми руками ещё и по ночам, будут вам дарить цветы?Даже боюсь ответить на этот вопрос.С другой стороны сейчас есть интернет посредством которого можно демонстрировать своё творчество, в конечном итоге домашнее музицирование - это некая игра для взрослых, которая как ни странно имеет вполне осозноваемую мотивацию, ведь нельзя вечно ходить с грузом нереализованных желаний.Я бы сказал, что чаще всего у домашних музыкантов как правило очень музыкальные дети, мои например при своём ещё малом возрасте не будут пытаться выбросится в окно от звуков классической музыки или джаза, а даже немного послушают пока не устанут, а если музыка будет живая то обязательно рассмотрят инструменты.Ведь люди которые играют сами как правило много слушают, а научить детей воспринимать музыку и неотторгать её непонятные формы тоже дело не пустое, насколько я понимаю музыкальному образованию (имею ввиду уроки музыки в средней школе) пока это делать не удаётся, дети, подрастая слушают всё это убогое караоке которое льётся на нас с экранов и других СМИ.
Отличие профессионала от кустаря только в одном - он (профессионал) не умеет плохо делать своё дело.Исходя из этого в руках у профессионального музыканта современный инструмент (я имею ввиду не только собственно инструмент но и знания методики навыки) с помощью которого он получает свободу в работе над музыкальным произведением.У непрофессионала арсенал выразительных средств на порядки скромнее, поскольку имеются пробелы и в знаниях и в технике, поэтому будь добр возьми ноты с переложением проихзведения тем-то и тем-то и играй стараясь выполнять всё что в них написано.
Мне кажется даже музицируя для себя нужно ставить цель именно ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, тогда оправдано многочасовое просиживание за инструментом ...в ущерб семье или личной жизни.
тогда оправдано многочасовое просиживание за инструментом ...в ущерб семье или личной жизни.
Ну не знаю, на мой взгляд ущерб семье и личной жизни ничем не восполним. Если музыка не является частью личной жизни то ну ее на фиг.
Кстати, у меня свой взгляд на профессионализм и любительство. С моей точки зрения, любитель - это тот, кто просто любит исполнять музыку. Он может любить еще и похвалы за исполнение, и деньги, и цветы, и аплодисменты. Но главное - он любит исполнять музыку, даже если за это никто не похвалит и никто не заплатит.
Профессионал обязан игрой зарабатывать деньги. Иначе он умрет от голода. Следовательно, он обязан нравиться. Он обязан делать то что нужно публике и продюссеру. Единственная доступная степень свободы (если за него не решил продюссер) - это выбор публики и репертуара.
И профессионал и любитель стараются играть хорошо. Любитель потому, что иначе "не в кайф", а профессионал потому, что иначе не заплатят или в следующий раз не пригласят. Однако, у профессионала стимул повесомее будет :). И времени для работы чуть побольше. Соответственно "ремесленный" уровень у профессионала обычно несравнимо выше. (За исключением случаев сгенерированных российской попсой. (Профессиональный музыкальный коллектив "Ласковый май" Б-р-р-р-р ) )
__________________
Если я кого обидел, то извините. Я хотел не этого.
Отчего, интересно, сложилось мнение в народе, что бывает "поздно" учиться играть на музыкальных инструментах? Я, лично, никаких препятствий не вижу (за исключением случаев острого старческого маразма).
Если награда за игру на музыкальном инструменте - сам процесс, то разве обязательно заканчивать муз.школу, муз.училище и консерваторию?
KoFi,
Попробую ответить на твой первый пост.
------
Такая ситуация сложилась, помоему, из-за особенности ОРГАНИЗАЦИИ музыкального образования в России.
В кратком изложении, на мой взгляд ситуация следующая.
В России ОРГАНИЗАЦИИ музыкального образования направлены на профессиональное обучение с далёких времён.
Певческие школы организовали монастыри и княжеские дворы.
Учредители и заказчики таких школ требовали профессиональналов, а не ставили цель простого повышения музыкального уровня слушателей.
Придворная певческая капелла, (Реорганизованный Петром I в 1701 хор певчих дьяков от 1479, сейчас Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки)
Консерватории, муз. училища, и, в советское время, целая система музыкальных школ - всё требует воспитания профессионалов - (мы вам деньги - вы нам музыку).
Если преподаватель не готовит профессионалов - он плохой преподаватель.
Преподаватель не хочет быть плохим - он не будет работать с явным "трудным" материалом. Поэтому - "вам больше 12 лет - обучать не будем".
"Поздно" в том смысле, что:
1) трудно сделать профессионалом
2) маловероятно сделать профессионалом.
ОРГАНИЗАЦИЙ для любителей почти нет.
В 1862 г. Балакиревым и Ломакиным была организована Бесплатная музыкальная школа , обучение в которой носило просвятительный характер. Она прекратила деятельность в 1917 году.
Это один из малочисленных примеров любительской организации.
В Западной Европе идеи муз. образования были связаны с философией эпохи Просвящения.
Идеи следующие:
- Посредством исскуства и эстетического воспитания возможно поднять человека до уровня свобонойобщественной, политической и нравственной жизни.
- красота - сущность доброты, исскуство средство воспитания(Шефстбери 1601-1713)
-МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ облагораживает человеческую природу. Память удерживающая в душе мелодии и песни, развивает в ней понимание гармонии и высокого чуства (Песталоцци 1746-1827).
В России эти идеи не были идеями-фикс.
В результате в Европе музыкальное образование более адаптировано к желаниям людей. Любительские организации являются местом, где зарождаются музыкальные мысли, фразы и формы, которые посже доводятся профессионалами до шедевров.
В России - "вам поздно заниматся музыкой".
Но всё можно исправить.
Даты были почерпнуты из (Л. А. Безбородова, Ю.Б. Алиев "Методика преподования музыки в общеобразовательных учреждениях". Москва, "Академия", 2002).