Дерево слоистое, свилеватое, и угадать расположение слоёв на свистке сложно. И потому сия красота чрева трещинами при несоблюдении (и даже при соблюдении) температурно-влажностного режима.
Этот пользователь сказал Спасибо noname за это полезное сообщение:
сухое помещение? промасливали? блок из чего на вид?
вобщем соболезную, но сам бы никогда из стремного дерева инструмент не купил, трещина такого размера означает очень сильное сжатие дерева и развиваемые напряжения, заклеивать не поможет даже если довести по влажности до ее закрытия, потом вернувшись треснет в другом месте.
например голова из груши от сухого воздуха у меня на одном инструменте сжалась по вн диаметру почти на 0.5. было 18 стало 17.5. но ничего не треснуло. блок достаточно мягкий и сжался, а дерево достаточно пластично чтоб выдержать возникщие напряжения.
__________________
Гэтыя быкі, маюць сваю праўду:
Ім не трэба сонца, цемры ім багата
Ім вясны не трэба, ім зімы б паболей
Каб ты хлопец спаў на пячы ў няволе
metrion, мопед не мой.
Хозяину высказал те же соображения по поводу ремонта. Как вариант - стягивание неэластичной ниткой (в самом толстом месте). Фото с торца (посмотреть на глубину трещины и материал блока) запросил.
Скользящая, отвечу в духе многозначных коанов восточных: "Барышня, мечтайте о блокфлейте, а не о дереве".
сухое помещение? промасливали? блок из чего на вид?
вобщем соболезную, но сам бы никогда из стремного дерева инструмент не купил, трещина такого размера означает очень сильное сжатие дерева и развиваемые напряжения, заклеивать не поможет даже если довести по влажности до ее закрытия, потом вернувшись треснет в другом месте.
например голова из груши от сухого воздуха у меня на одном инструменте сжалась по вн диаметру почти на 0.5. было 18 стало 17.5. но ничего не треснуло. блок достаточно мягкий и сжался, а дерево достаточно пластично чтоб выдержать возникщие напряжения.
а почему стремного? африканскую оливу флейто- и вислостроители используют время от времени, выглядит, конечно, эффектно и красиво.
Про свойства ее не ведаю, но подозреваю, что немало народу заглядывается на такие инструменты.
Викинг, а чего бы не заглядываться? Красивое дерево.
Уточнение: большинство вислоделателей (деревянщики) оборачивают свистковую часть металлическим кольцом (или делают из металлической трубки наружку свистка). Плюс, деревянные вислы ниже до - большая редкость. У висла ("мастерового") чуть ниже требования к точности параметров свистка, чем у блокфлейты ("мастеровой"). И когда блок немножко "плавает", то для висла это не так страшно.
Если трещина появится на самом теле - починить не проблематично. А вот свисток - очень тонкая часть.
У поперечек и кен вообще редко проблемы бывают с деревом.
Викинг, а чего бы не заглядываться? Красивое дерево.
Уточнение: большинство вислоделателей (деревянщики) оборачивают свистковую часть металлическим кольцом (или делают из металлической трубки наружку свистка). Плюс, деревянные вислы ниже до - большая редкость. У висла ("мастерового") чуть ниже требования к точности параметров свистка, чем у блокфлейты ("мастеровой"). И когда блок немножко "плавает", то для висла это не так страшно.
Если трещина появится на самом теле - починить не проблематично. А вот свисток - очень тонкая часть.
У поперечек и кен вообще редко проблемы бывают с деревом.
Да, олива очень красивая. Но мне всегда казалась странной идея выбирать инструмент исходя из "внешних данных". Что-то в этом есть не то. Внешний дизайн ладно - сейчас мастера могут сделать любой, но есть куда более важные параметры.
Но мне тут интересно про свойства древесины - олива как-то менее стабильна или подвержена растрескиванию от влаги?
Понятно, что у блокфлейт свисток полностью деревянный и более подвержен воздействию влаги, чем у большей части деревянных вислов.
(Тут да, большая часть висловых мастеров свисток (точнее воздушный канал) делают из НЕ дерева, часто и блок делается из делрина - специального пластика, близкого по плотности к дереву. Однако есть и исключения.
Деревянные вислы ниже ДО не такое уж и редки, есть и лоу-Ре из дерева. Другое дело, что такие вислы стоят столько же, сколько и хорошая поперечная флейта, они менее практичны, чем металлические, требуют ухода, и имеют "деревянный" тембр, который имеет как плюсы, так и минусы. Достаточно немного профессионалов играют на деревянных лоу-вислах.
Кстати, некоторые известные висловые/флейтовые мастера делают и блокфлейты (John Swayne, Michael Grinter, например). И странно было бы, если бы качество их инструментов не было бы ювелирным).
По правде говоря, висл из оливкового дерева я вспомнил только один - видел у одного американского мастера, больше не встречал, все, как правило, предпочитают "стандартные" породы, а вот поперечные флейты из оливы встречаются чаще. Да и проблемы с деревом у поперечек случаются не так уж и редко, просто это, как правило, трещина, которая ни на что не влияет, либо которая достаточно легко устранима.)
Возвращаясь к БЛФ - мне кажется, что трещина на фото в исходном посте не связана, собственно, с тем, что флейта из оливы -так порвать могло бы и другое дерево. Вопрос, отчего так произошло?
Да, олива очень красивая. Но мне всегда казалась странной идея выбирать инструмент исходя из "внешних данных". Что-то в этом есть не то. Внешний дизайн ладно - сейчас мастера могут сделать любой, но есть куда более важные параметры.
Дорогой мой (ничего, что я так фамильярничаю?), ты - ирландец с многолетним стажем, вислы твикал, ремонтировал, рыл форумы, пробовал, оценивал. Ты знаешь, что существуют такие параметры. А неофит обращает внимание только на внешний вид и цену. Цена выступает неким мерилом "качества". Наверное, половина вопросов о выборе инструментов на тинвисловском форуме звучит так: "А вот этот висл, за пять рублей, он хороший"? Есть такое? На нашем форуме есть. Ко мне, например, частенько с подобными вопросами обращаются стартующие панфлейтисты. Измотался уже :)
Цитата:
Сообщение от Викинг
Возвращаясь к БЛФ - мне кажется, что трещина на фото в исходном посте не связана, собственно, с тем, что флейта из оливы -так порвать могло бы и другое дерево. Вопрос, отчего так произошло?
Есть деревья с выраженной слоистостью. Ясень, дуб, орех, олива и так далее. Моя практика показывает, что такие аварии на свистковых флейтах происходят именно на слоистых породах. Связано.
Произошло от того, что не соблюдался режим эксплуатации (имеется ввиду как плавный ввод-вывод, так и действия в рамках одной "сессии"). Отметь, что трещина идет по самой тонкой части.
Блок из дерелина, эбонита или какого-то другого неразбухающего материла решает эту проблему и обычно применяется на вислах и сопилках. На блокфлейте же ситуация чуть посложнее, и используют материал, который впитывает воду, но при этом мало разбухает. Просто у блокфлейты чуть выше требования к геометрии свистка и свисткового окна. "Разыгранная" блокфлейта имеет четко определенные (до 0,05 мм) параметры устья виндвея, ориентации лабиума относительно виндвея, которые дают одновременно и "опору на свистке", и определенные темброво-технические качества. На протяжении "сессии" (полчаса-час) свисток должен впитывать влагу, не изменясь. Потому так долго мастеровые инструменты и делаются - они "разыгрываются" во время изготовления. А висл и сопилка многое прощают. Потому там можно и виндвей пошире сделать, и недеревянным его сотворить.
На поперечке такое произойти почти не может. Там есть только пробка (и обычно - не деревянная, либо стянутая по наружной части костяным/пластиковым/металлическим кольцом). Пробке не дарится столько конденсата, сколько предоставляется блоку свисковой флейты. Самое аварийноопасное место - стык (и все зависит от контрукции стыка. У свистковых флейт половина "влажных" аварий связаны со стыком, половина - со свистком, а все остальные случаи исчезающе редки.
К слову, есть инструмент, на котором подобные аварии происходят максимально часто. Это пимак (свистковая флейта американских индейцев). У сего инструмента есть предварительная камера. И, к тому же, инструмент изготавливается склеенным из двух половинок. Не все изготовители озабачиваются лакировкой внутренней камеры и блока. Конденсат в большей части оседает в предварительной камере, бок набухает и... треньк: по месту склейки пошла трещина.
Этот пользователь сказал Спасибо noname за это полезное сообщение:
Да, олива очень красивая. Но мне всегда казалась странной идея выбирать инструмент исходя из "внешних данных".
Позволю себе вступиться за заглядывающихся на оливу.
Возможно их всё-таки привлекает не столько красивые разводы,сколько обещанный в некоторых описаниях мягкий звук.
да треснула она скорее всего не от того что блок разбух а от того что дерево сжалось, а блок не сжался, то есть блок твердый скорее всего. или там все вместе сиграло и он таки разбых. поперечки не трескаются потому что у них обычно нет внутри жестких элементов, а напряжения в следствии простого уменьшения обьема не настолько сильны на тонких трубках, точно так же они берут конденсат как и свистковые, а когда есть - металлические трубы - то трескаются на раз два. особенно приезжающие из влажных ирландий в нашу сухую зиму.
__________________
Гэтыя быкі, маюць сваю праўду:
Ім не трэба сонца, цемры ім багата
Ім вясны не трэба, ім зімы б паболей
Каб ты хлопец спаў на пячы ў няволе