Забавно, первый раз услышал. Мне кажется что играют одновременно тремя или четырьмя октавами и постепенно увеличивают громкость более низких октав, уменьшая громкость более высоких.
Невооружённым глазом (без спектроанализатора) по временной диаграмме удалось выяснить, что спектр сигнала кроме основного тона включает в себя 2-ю, 4-ю, 8-ю, возможно 16-ю и конкретно 32-ю гармоники. Причём уровень 2-й гармоники в несколько раз превышает уровень основного тона. Уровень остальных гармоник (включая 32-ю) соизмерим с уровнем основного тона. В целом такой спектр не характерен для естественных звуков. Лично мне от напоминает звучание зуммера аварийной сигнализации.
PS Оставляю за собой право на ошибку в беглом визуально-спектральном анализе.
Забавно!
Недавно встречал в точности аналогичный оптический эффект, но сейчас не смог его найти заново.. Даже не помню - то ли в Инете, то ли в книжке.. Короче, кажется там была игра на градиентах. Несколько полос бок-о-бок, как бы с увеличивающейся плотностью цвета от полоски к полоске, но на самом деле одинаковых. Если на границу положить карандаш (да, кажется книжка была..), то вообще незаметно ни скачка, ни градиента - все кажется ровным.
Я думаю, все эти двойные звуки абсолютно одинаковые. Фишка в том, что, по всей видимости, второй звук понижается в процессе звучания. Начинается он на полтона выше первого, а заканчивается таким же, как и первый. Почему это не заметно - загадка.. Возможно, тембр подобран определенным образом. Возможно, там набор частот, в том числе доволно близких, одна из которых затухает.. Надо посмотреть спектр, но явно он изменяется во времени на протяжении звучания.
Жаль, картинку нельзя приаттачить - я попробовал повторить, что видел, и вроде получилось. Хотя, там, в книжке, было более убедительно.
Если я прав (обратное не исключаю), то скажите - что тогда есть вообще такие понятия как, скажем, абсолютный слух?
Дурят нашего брата, почем здря дурят.. :)
Так потому и дурят нашего брата, что у нашего брата абсолютного слуха нет. Думаю, Моцарт и без спектроанализатора и прочих тюнеров сказал бы, в чем тут подвох.
__________________
Отчего люди не мурлычут, как кОты?
Хотя по исходной ссылке в комментариях есть правильное объяснение, я из любопытства сделал собственную версию - ее можно найти по ссылке: http://flautodolce.nm.ru/illusion.html
- там можно найти и вполне исчерпывающее пояснение.
Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Alessandro за это полезное сообщение:
Уф. Спасибо, Alessandro. Исходная ссылка у меня не открывается ни в какую, так что я все это время только гадала, что же там такое народ слушает.
Но мой склонный к полифонии слух портит мне всю иллюзию: я слышу перескоки вниз в каждом голосе. По крайней мере, в миди.
Эээ... гм. Ну там на самом деле перескоков никаких (как бы) нет. Это надо себе представлять как нечто вроде штопора: один голос, играющий гамму накладывается сам на себя через октаву, вначале возникая "из ниоткуда", а в самом конце "в нигде" растворяясь. Т.е. на самом деле голоса при переходе на начало репризы перескакивают не по высоте, а перескакивают в следующий голос.
У меня, к сожалению, уже не было вчера времени поэкспериментировать с моей реализацией дальше - быть может, стоило сделать в начале нижнего голоса и в конце верхнего совсем нулевую громкость - сейчас она хотя и очень тихая, но не нулевая. Наверняка эффект был бы более гладким, если бы громкость возрастала и убывала не только в верхнем и нижнем голосах, но и в средних тоже, тогда бы это возрастание/уменьшение было бы более плавное. Возможно, можно как-то поиграться со стереоэффектом, чтобы стерео баланс голосов перемещался так, чтобы лучше возникала иллюзия "склейки".
Да, при самом первом прослушивании иллюзия возникла. То есть возникло ощущение "чего-чего?!" Но сразу после этого уши навострились, и с тех пор таки слышат перескоки. Но забавно все равно, конечно.