12 правил успеха.

12 правил успеха.

После моей статьи «О таланте и трудолюбии» в этом блоге, мне поступило много писем. Я не знаю почему, но люди предпочитают пользоваться формой обратной связи гораздо охотнее, чем формой комментариев.


Возможно, это потому, что они хотят получить персональный ответ. Это нормально. Каждый считает, что его ситуация уникальная, не похожая на другие. Во многом эти люди правы. Не существует двух одинаковых учеников, как не существует двух одинаковых людей.


Несмотря на это, большинство начинающих музыкантов имеют схожие проблемы, совершают одинаковые ошибки, и, соответственно, задают одинаковые вопросы. Обычно я не оставляю без внимания вопросы начинающих музыкантов, но и повторять одно и тоже в десятый раз считаю занятием не эффективным.


В результате, я свел воедино все вопросы и ответы на них, и представляю Вашему вниманию дюжину волшебных правил. Слово «волшебных», здесь не рекламный ход. Эти правила действительно помогут Вам добиться поистине волшебных результатов, конечно, если Вы будете им следовать.


Но, почему это так? Дело в том, что эти самые правила основаны не на каких-то там теоретических выкладках, а на самом настоящем практическом опыте. Опыте педагогической практики. Опыте работы с настоящими учениками в реальной жизни.


Я не гарантирую Вам каких либо абсолютных результатов, но я гарантирую, что соблюдая эти правила, Вы добьетесь значительно более высоких результатов за тот же срок, чем пренебрегая ими.


В наше время, когда мало кто может что-либо гарантировать, это дорогого стоит, не так ли? Тем более, как говориться, с Вас же ни кто не требует ни каких денег! Надеюсь, что я Вас убедил. Вот они, эти правила.



12 правил успеха.

Время – ресурс ограниченный. В сутках всего 24 часа, а сделать нужно много чего. Сейчас я расскажу о том, как максимально эффективно использовать то время, которое Вы сможете выкроить для занятий на инструменте.


Первое правило, самое главное, самое важное, самое-самое: заниматься на инструменте регулярно, желательно каждый день. Все понимают, что если Вы не профессиональный музыкант, то осуществить это, практически не реально, к счастью, есть второе правило.


Второе правило: максимальные перерывы между занятиями не должны быть более 2 дней. Допустим, Вы занимались в субботу, воскресенье и в понедельник. Можно, при крайней необходимости, пропустить занятия во вторник и в среду, но в четверг обязательно найдите время позаниматься на инструменте. Возможно, в этом Вам поможет третье правило.


Третье правило: регулярные занятия по 15-20 минут намного эффективнее, чем случайные занятия по два часа. Согласитесь, 20 минут можно выкроить практически всегда. Тем более, что в первое время наибольшую пользу приносят первые 30 минут занятия. После этого времени учащийся устаёт, и результативность падает. Такие занятия приносят не столько пользы, сколько вреда. Что бы этого избежать, есть четвертое правило.


Четвертое правило: если Вы можете выделить для занятий час-полтора в день, разбивайте занятия на несколько частей. Можно полчаса позаниматься в первой половине дня и полчаса во второй. Или можно позаниматься 30 минут, затем сделать перерыв, тоже минут 30, и еще 30 минут посвятить инструменту. В перерыве можно проанализировать занятие, сделать пометки в нотах (правило 8).


Пятое правило: готовьтесь к занятиям. За час до занятия избегайте физических нагрузок, не двигайте мебель, не занимайтесь на тренажерах и так далее. Если Вы приступите к занятиям со сбившимся дыханием или напряженными руками, то пользы от таких занятий будет мало. Вы не только не сможете достичь поставленной цели, но и расстроитесь из-за того, что не получается то, что до этого вы могли сыграть без труда.


Шестое правило: заведите дневник занятий. Это может быть обычная тетрадка или ежедневник. Записывайте туда в краткой форме то, что вызывает у Вас трудности.


Например:

  • не получается чисто сыграть легато ми-фа;
  • постоянно сбиваюсь в 5ом такте «Польки»;
  • забываю взять дыхание перед последней фразой в «Весенней песне»;
  • не выдерживаю половинку с точкой в конце;
  • останавливаюсь перед восходящим пассажем в двенадцатом такте;


Такие записи помогут Вам использовать время занятий намного результативнее.


Седьмое правило: планируете свои занятия. Обязательно перечитайте записи в дневнике. Не берите инструмент в руки, просто для того, что бы «подудеть». Вы же не берете в руки пилу, что бы просто попилить или молоток, что бы просто постучать.


Восьмое правило: делайте пометки в своих нотах. Если Вам не хочется чертить в учебнике, самоучителе, то сделайте копию страницы с нотным текстом и чертите там. Или купите нотную тетрадь и перепишите ноты вручную. Навык писать ноты явно не будет лишним. Только не наделайте ошибок.


Девятое правило: Придумайте значок, который будет означать «Внимание! Далее идет место, в котором я всё время ошибаюсь». Например, он может выглядеть так: Внимание. Такой значок полезно начертить над нотами, за такт до проблемного места, и он будет говорить Вам об том, что нужно собраться. Пометки в нотах – обычная практика. Иногда попадаются старые ноты, по которым выучилось не одно поколение учеников. Там пометки стоят над нотами, под нотами и даже в самих нотах, прямо на нотном стане. По таким пометкам можно узнать, какие сложности испытывали ученики, или какое исполнение преподаватель считал наиболее правильным.


Кстати, есть один значок, который получил широкое распространение среди музыкантов. Это маленький, схематический рисунок очков Очки . Возможно, Вы когда-нибудь, встретите такой рисунок в нотах. И, раз уж я тут так заговорил о значках в нотах, то познакомлю Вас с еще одним значком: «V.S». Точнее, это не значок, а аббревиатура. «V.S.» расшифровывается как Volti subito - переверни скорее. Многие музыканты называют эту аббревиатуру «Верти скорей».


Десятое правило: разучивая произведение, не играйте его каждый раз от начала и до конца. Отмечайте в нотах трудные для Вас места (восьмое правило), заносите в дневник номера тактов, которые вызывают у Вас затруднения (шестое правило), и работайте отдельно над этими частями произведения. Такой подход позволит Вам разучить произведение намного быстрее, чем, если бы Вы каждый раз играли его полностью.


Представьте себе, что нужно покрасить забор. После первого прохода обнаружились плохо прокрашенные места. Намного разумнее поработать отдельно над каждым таким местом, чем многократно красить весь забор. При таком подходе и времени затратите меньше и на краске сэкономите.


Одиннадцатое правило: быстрые вещи разучивайте в медленном темпе. Если Вы не можете сыграть медленно, то и не сможете сыграть быстро. Конечно, очень большой соблазн виртуозные пассажи сразу разучивать в быстром темпе. Но такой подход таит в себе большое коварство. Дело даже не в том, что у Вас ничего не получится. Очень велика вероятность того, что Вы будете делать ошибку в одном и том же месте и основательно заучите эту ошибку. Что бы всё-таки сыграть правильно, придется переучиваться, что, как известно, намного сложнее.


Но и это еще не всё. Ошибка отложится где-то в глубине Вашей памяти, и всплывет в самый неподходящий момент. Чтобы избежать заучивания ошибок, разучивайте в медленном темпе (правило 11), делайте пометки в нотах (правило 8), ведите дневник (правило 6). Особо трудные для Вас места, помечайте собственным значком (правило 10).


Двенадцатое правило: подбирайте себе произведения в соответствии с тем, каких успехов Вы достигли к данному моменту. Важно понимать, что оттачивание мастерства, наработку техники, достижение красивого звука происходит на гаммах, этюдах и упражнениях. Художественные произведения позволяют показать то, чего Вы достигли, и совсем не предназначены для совершенствования навыков владения инструментом.


Если хотите, то рассматривайте исполнение художественных произведений, как экзамен, как выступление. Демонстрацию того, чего достигли, играя упражнения. Вы задумывались, почему футболисты на тренировках бегают, подтягиваются, делают приседания и отжимания, прыгают через скакалку? А почему художники, перед тем как написать картину, рисуют множество этюдов, фрагментов?


Наверное, не задумывались. Запомните, это подготовка к созданию произведения, к выступлению. Хотите, чтобы работа над произведением была творческой? Сделайте всю техническую работу заранее, играйте упражнения, этюды и гаммы.


Вот Вам дюжина несложных правил, соблюдая которые Вы обязательно достигните успеха. Естественно, невозможно написать правило на каждый случай. Тем более, абсолютно излишне помещать в них прописные истины, например: выполняйте рекомендации преподавателей! А иначе, зачем Вы прочли эту статью?


Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Комментариев: 1

О левшах и музыкальных инструментах

О левшах и музыкальных инструментах

Довольно часто меня спрашивают об инструментах, в основном о блокфлейтах, сконструированных специально для левшей. Конечно, такие инструменты существуют. Но давайте порассуждаем о том, насколько действительно нужны такие инструменты.


На первый взгляд кажется вполне логичным, что для правшей нужны одни инструменты, для левшей другие. Но это только на первый взгляд. На самом деле не всё так просто.


Начнем с того, что выясним, сколько левшей, а сколько правшей. Эта информация пригодится нам в наших рассуждениях. Итак, различные источники говорят, что левшей в мире 8%-12%. Ну и отлично. Возьмем среднее арифметическое - 10%. Попутно выяснил, что 13 августа отмечается Всемирный день левши и что среди мужчин левшей больше. Впрочем, это к нашему делу не относится.


Теперь давайте рассмотрим инструменты и начнем с блокфлейты. На этом инструменте работают обе руки. Да, на правой руке занят еще и мизинец, за то на левой намного больше работы у большого пальца, который на правой служит лишь для удержания инструмента.


Если учесть тот факт, что у любого человека плохо развиты оба мизинца, если он их специально не развивал, то однозначно сказать, что правши находятся в более выигрышном положении, чем левши я не могу. Правшам тоже приходится достаточно попотеть, что бы достичь подвижности мизинца. Про другие инструменты «деревянной» группы я даже и не говорю, там работают все десять пальцев!


Теперь перейдем к клавишным. Вопреки распространенному мнению, что на фортепиано основная нагрузка ложится на правую руку, могу сообщить, что у пианиста прекрасно развиты обе руки. Один больше тратят времени и сил на развитие левой руки, другие на развитие правой. Существуют специальные этюды для левой руки, которые так тяжело даются правшам.


Жена одного моего хорошего знакомого левша. Вспоминая годы учебы в Гнессинском институте, она рассказывает, как легко и быстро она разучивала такие этюды и как тяжело они давались правшам. В полифонических произведениях одинаково работают обе руки, тут ни куда не денешься. Так же существуют произведения для левой руки, в том числе и крупная форма. Например, Концерт № 2 М. Равеля или Концерт № 4 С. Прокофьева. Об истории этих произведений я расскажу в конце статьи.


Теперь перейдем к струнной группе. Тут как раз всё наоборот. Мелкая техника в левой руке. Я не говорю, что правая всегда отдыхает, но посудите сами, на скрипке (альте, виолончели, контрабасе ) в правой руке смычок. И ничего, играют правши, развивают свою левую руку. Почему так исторически сложилось, я не знаю, попробуйте покопать интернет, может быть , что либо и выясните.


А я могу точно рассказать, почему клапаны у валторнистов находятся в левой руке, в то время, когда правая большую часть времени отдыхает. А большинство людей, и валторнистов, конечно же тоже – правши. Тут всё дело в истории. Раньше валторна не была оборудована клапанами и для исполнения любых звуков, не входящих в натуральный звукоряд, требовалась невероятно точная работа правой руки.


Теперь валторны имеют клапанный механизм, и вся техника перешла в левую руку, ну или почти вся. Таким образом, можно сказать, что валторна – это инструмент для левши. Однако ни кому не пришло в голову принципиально изменить валторну и переложить её на другую сторону! Я правша и отдал этому инструменту 9 лет своей жизни. Знаю, о чем говорю.


Хотите еще примеров? Да пожалуйста. Гитара. Она не входит в струнную группу симфонического оркестра, но аналогию со скрипкой провести можно. Что у нас в левой руке? Да, гриф со струнами. Правая рука, конечно, тоже не совсем отдыхает, но левая то - работает всегда! Что забавно, так это то, что левши Джим Хендрикс и Пол Маккартни переворачивали гитары и переставляли струны! Левши брали гриф в правую (слабую в техническом отношении) руку. Поищите фотографии Битлов, их в интернете много. Ещё можно поискать фотографии Слима Уайтмена.


Как видите, с технической точки зрения, в специальных леворуких инструментах особого смысла нет. Но это еще не всё. Мы пойдем дальше. Рассмотрим, что ждет тех, кого я пока не убедил выбрать стандартный инструмент. А именно достоинства и недостатки леворуких инструментов.


Основной недостаток, и с моей точки зрения наиболее существенный, это отсутствие выбора. Такие инструменты выпускает не каждая фирма, а если выпускает, то не во всех линейках, ну и дистрибьюторы их не очень то и берут, так что придется заказывать непосредственно на фирме. И когда придет время сменить инструмент на более качественный, не факт, что такой найдется! Продать такой инструмент тоже невероятно сложно.


Следующий вопрос – меркантильный, то есть финансовый. Нестандартные инструменты дороже стандартных, это понятно. А уж если заказывать мастеровой, который сам по себе дорог, то, наверное, не каждый мастер и возьмется, а если возьмется, то заплатите за такой инструмент, как за чугунный мост.


Первоначальное обучение на нестандартном инструменте так же имеет свои особенности. Учебные пособия рассчитаны на стандартные инструменты, и нужно постоянно делать поправку «на лету». Тот же сэр Пол Маккартни, когда учился играть на гитаре, разучивал аккорды, которые ему показывали, глядя в зеркало.


Как видите, недостатки нестандартных инструментов весьма серьёзные. Их использование чаще всего неоправданно. Действительно, в самом начале статьи мы выяснили, что каждый десятый в нашем мире левша. Но! Посмотрите вокруг, разве каждый десятый музыкант играет на «перевернутом » инструменте? Нет, нет и нет. Наоборот, таких людей можно сосчитать по пальцам. За девять лет своего обучения я не встретил ни одного.


В некоторых случаях это и невозможно. Если флейту или гитару музыкант носит с собой, то арфу, рояль, орган с собой не носят. А играют на том инструменте, который имеется в театре, стоит на сцене в концертном зале. Многие театры закупают все инструменты для оркестра. Понятно, что речь идет только о стандартных инструментах.


Ну вот мы дошли и до того момента, когда нужно отдать должное инструментам леворуким. Есть случаи, когда их использование не только необходимо, но и единственно возможно. Иногда, после полученных травм, врачи прогнозируют очень медленное восстановление, и даже не обещают, что оно будет полным. В этом случае разумно выбрать специальный инструмент. Что еще можно сделать, если, например, мизинец одной из рук уже ни когда не обретет подвижность? Конечно, выбрать «зеркальную» блокфлейту, гитару, скрипку. Существуют блокфлейты и для человека, лишившегося руки. Система клапанов такого инструмента позволяет играть на нем, используя только одну руку.


Вот собственно и всё. Выводы каждый сделает для себя сам. Своё мнение я озвучил. Факты, примеры, доказательства привел. Теперь мне осталось лишь рассказать историю возникновения Ре мажорного Фортепианного концерта для левой руки Равеля.


Австрийский пианист Пауль Витгенштейн (нем. Paul Wittgenstein) родился 5 ноября 1887 в городе Вена, Австрия. В 16 лет дебютировал, как пианист виртуоз, в 17 лет ушел на войну и в 19 лет лишился правой руки. Карьеру музыканта он не оставил, стал усиленно заниматься и достиг невиданных успехов в исполнении собственных переложений классических произведений для одной левой руки, с которыми и гастролировал. Морис Равель написал 2ой концерт специально для Витгенштейна и Витгенштейн его с успехом исполнял, в том числе и с Бостонским симфоническим оркестром. В 1958 году Витгенштейн создает собственную школу для левой руки, а в 1958 году Музыкальной академией Филадельфии ему было присвоено звание Доктора музыки.

Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Комментариев: 2

О Самоучителях

О Самоучителях

В наше время существует огромное количество самоучителей. Просто тьма. Практически на все случаи жизни. Можно купить самоучитель игры практически на любом инструменте. Самоучитель программирования или самоучитель по работе с любой программой. Самоучитель для изучения любого языка. Есть самоучители по созданию сайтов, и даже самоучитель азартных игр или самоучитель вязания крючком.


Популярность подобных пособий, особенно в последнее время, невероятно высока. Оно и понятно. Столько всего хочется узнать, а времени на всё не хватает, а если нет времени что бы ездить на курсы, то можно или похоронить мечту или купить-таки самоучитель. Он еще и обойдется значительно дешевле курсов.


Плюс ко всему авторы самоучителей, особенно зарубежные, непременно утверждают, что изучив их пособие, Вы обязательно станете профессионалом, а то и экспертом в той области, которой посвящена книжка. Согласитесь, звучит очень обнадеживающе! Кстати, многие авторы не лукавят. Они даже пишут, как именно нужно заниматься по самоучителю, для того, что бы добиться успеха. Правда эту часть почти ни кто не читает, или не придает ей должного значения.


Действительно, я не знаю почему, но «Вступление» или главу «Как работать с книгой» почему-то многие пропускают. То ли думают, что там нет ничего интересного, то ли думают, что и так всё понятно. Как бы там ни было, но большинством книжка пролистывается до первого урока, а то и до второго или даже до третьего.


А совершенно напрасно. Самый большой секрет заключается в том, что чтение самоучителей само по себе пользы не принесет. Вы, конечно, можете прочесть самоучитель игры на пианино, или иностранного языка или по вязанию крючком, но всё равно не научитесь играть на пианино, говорить на иностранном языке, вязать крючком.


Во всех хороших самоучителях автор не только дает информацию, но и предлагает выполнить какие-то упражнения, ответить на вопросы. Да, именно это отличает учебник от книжки. Упражнения являются важнейшей составляющей пособия, и если их игнорировать, то значит сразу обречь себя на провал!


Те, кто в качестве хобби выбрали музыку, должны четко понимать, что, не смотря на то, что по названию многие музыкальные дисциплины кажутся теоретическими, на самом деле требуют много практических занятий. Вот, например, «Теория музыки». Само название относит этот предмет к теоретическим. Кажется, что можно изучать его в любое свободное время, например в транспорте. В действительности же в этом предмете только 10% теории и 90% практических занятий. Его просто невозможно изучать без инструмента, и лучше всего подходит фортепиано, хотя можно использовать аккордеон или даже мелодику.


Конечно, из самоучителя вы получаете новые знания, это важно, но куда важнее получить, развить и закрепить нужные навыки. Природа зло пошутила над нами, дав нам кратковременную и долговременную память. Точнее, шутка в том, что нам только кажется, что мы запомнили, на самом деле всё прочитанное попадает в кратковременную память и очень быстро забывается.


Все полученные теоретические знания необходимо закреплять на практике. Если из учебника по «Теории музыки» вы узнали что такое терция, то будьте добры взять любой нотный текст* и, проанализировав тактов 30-40, найти там все большие и малые терции, а затем сядьте за инструмент, и постройте эти интервалы от всех звуков вверх и вниз.


Сольфеджио – для многих загадочное слово. На любительских сайтах и форумах можно прочесть совершенно бессмысленные фразы, как например «изучение сольфеджио» или «теория сольфеджио». Так что же скрывается за этим красивым итальянским словом? Ничего особенного. Всего-то комплекс упражнений для развития слуха. Это пение по нотам мелодий, гамм, интервалов, аккордов и определение их на слух. Запись мелодий по слуху. Последнее называется музыкальными диктантами, когда преподаватель играет мелодию, а ученики записывают её.


Таким образом, фраза «изучить сольфеджио» имеет не больше смысла, чем фраза «изучить утреннюю зарядку». Обратите внимание, пособия по сольфеджио зачастую даже учебниками не называют, а называют, например: «Сборник мелодий для пения и музыкального разбора на уроках сольфеджио».


Гармония, музыкальная литература, инструментовка – все предметы для усвоения материала требуют решения большого количества задач и выполнения различных упражнений. Нельзя развить и закрепить навыки, просто читая пособие.


Теперь вернемся к самоучителям. Так можно ли по ним чему-либо научиться или нет? Несомненно можно. Есть подтверждения из жизни. Первое условие успешного обучения, это действительно хороший самоучитель. Второе условие, это методичное прохождения курса в таком темпе, который позволит вам полностью усвоить учебный материал, выполнить задания, упражнения, закрепить полученные навыки. Третьим условием является ваше желание и терпение.


Старайтесь заниматься регулярно. Поверьте, от занятий раз в две недели никакой пользы не будет. Всё, что вы будете получать во время занятий, вы так же благополучно забудете в перерывах между ними. Как показывает практика, не стоит заниматься реже, чем два раза в неделю.



*Любой нотный текст, только в крайнем случае. Гораздо эффективнее использовать для этого пособие по сольфеджио. В данном случае, если мы говорили о терциях, открыть раздел терции, поскольку там специально подобранный нотный материал.

Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Комментариев: 2

Прыг: 01 02 03 04 05 06
ноябрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30