...
Но не промасливать совсем - в конце концов древесина усохнет...
Что-то мне делается страшно за деревянные инструменты...
А лакирование внутренних поверхностей не решает проблему? Или это не путь самурая и не всегда технически возможно?
1. Вот это как раз путь самурая. Сяку аутентечные изнутри лакируются. Правда, основная цель нанесения разных составов на внутренние поверхности сяку - это придание каналу опредленной формы. Бамбук не боится намокания, он трескается от пересыхания (общий принцип, есть частности). Аутентичные сяку не лакируются снаружи и на торцах, и это плохо для них. Ибо ни одно масло не может предотвратить пересыхание бамбука. А традиции проваривания сяку в парафине/масле, насколько я понимаю, нет. Зато перевязки на сяку не режут глаз как на блокфлейте :)
Но у самураев проще отношение к настройке. Чуть выше/чуть ниже - значения не имеет. Окончательная настройка инструмента производится после нанесения таких "штукатурок" на внутренние поверхности. И процесс часто бывает продолжительным ("годами корректировал внутренний канал своего инструмента"), включает действия самого исполнителя.
2. Представить себе этот процесс не на сякухати - сложно. Если мастер сделал дудку а потом неожиданно решил густо полакировать канал, то потом ему снова придется её настраивать. Конструкция изменится, канал на долю мм станет уже, лак попадет в дырочки.
3. Лакированный канал - гладкий. А у просто насверленной дудки - шероховатый, с заусеничками, ямочками, канавками. Верхние обертончики урезаются. То есть, лакировка приводит к изменению тембра инструмента, он станет более "резким", более "отзывчивым", более требовательным к точности. На флейтах из очень плотных пород любят (а чего не любить, они чуточку громче, чуточку "богаче", ведь при равных условиях обработки у них канальчики более гладкие получаются) играть лишь исполнители с серьезными навыками. Новичку они всегда кажутся "резковатыми", "вызвучивают" все неточности и огрехи и неумеха начинает бросаться словами "пластиковый звук".
4. Регулярно смазываемый быстрополимеризующимся маслом канал потихоньку становится все более гладким. То есть, инструмент "растет" вслед за исполнительским мастерством :) Панфлейту - так ту вообще можно держать в "непросыхаемом" состоянии, как только пальчик, зсунутый в трубку, извлекается без масляных следов - сразу и смазывать.
5. Масло - не идеальное решение. Пропитывать "основательно", в несколько раз - это обеспечить себе неприятности летом. Очень насыщенные маслом дудки при жаре "потеют" - выступает масло, пачкает руки.
Сопилочники-профи массово переходят на эбонит. Материал удобен для обработки как и дерево, влагоустойчив.
__________________
С Уважением, Злое Сердце.
Правописание: "панфлейта", "флейта Пана".
Этот пользователь сказал Спасибо Злое Сердце за это полезное сообщение:
Что-то мне делается страшно за деревянные инструменты...
А лакирование внутренних поверхностей не решает проблему? Или это не путь самурая и не всегда технически возможно?
У меня ренессансная сопрано мастера Моники Муш . Так вот она внутри лакирована и не требует промасливания (или можно сказать, что промасливание не возможно).
У меня ренессансная сопрано мастера Моники Муш . Так вот она внутри лакирована и не требует промасливания (или можно сказать, что промасливание не возможно).
Тромбонист, а можно поинтересоваться, как именно она лакирована? Только трубка с отверстиями, или трубка блока тоже? "В зеркало" или все же видны неровности? Есть ли догадки относительно типа лака? Внутренности игровых отверстий были сделаны после лакировки, или лакированы (понимаю, вопрос сложный :) )
Просто с лакировкой сопилок (ренессансная блокфлейта, все же, более похожа на сопилку, чем барочная) я уже встречался, но там лакируют шеллаком (спиртовый), даже 2-3 слоя которого очень незначительны по толщине образуемого покрытия. Потому их лакируют уже после настройки, и лаком даже затрагивают и отверстия.
Свою флейту не промасливал. Вообще не слышал, чтобы советовали маслить деревянные изделия в какой-нибудь бытовой области. Например мебель не маслят ведь, а ценные породы дерева там применяются. Возможно промасливание испортит звук. Естественная структура дерева дает естественный тембр. Если как следует промаслить, то будет пленка. Тогда толку покупать деревянный инструмент, пластиковый гладкий и без масла.
А не меняется ли у Вашей непромасленной блокфлейты тембр после долгой игры?
У меня менялся, пока не промаслил..
Дело в том, что, разбухая от конденсата, дерево может не только шероховатость менять, но и форму...
Когда я промасливал, то протирал внутренний канал несколько раз сухой тряпочкой, не давая маслу высохнуть. Думаю, что никакой пленочки, способной значительно повлиять на тембр, там не осталось - то, что было во впадинах, впиталось вовнутрь, а то масло, что на бугорках, в тряпочку.
Более того, через несколько месяцев игры внутренний канал в верхней части выглядит так, как будто его никогда не промасливали. Масло просто вымывается кондесатом и первоначальная шероховатость восстанавливается.
ИМХО без масла конденсат может нанести гораздо больший вред, чем с маслом, т.к. с маслом он занят тем, что вымывает масло, а без ... говорят "вода камень точит"
умаю, что никакой пленочки, способной значительно повлиять на тембр, там не осталось - то, что было во впадинах, впиталось вовнутрь, а то масло, что на бугорках, в тряпочку.
Так от одного раза пленочка и не образуется. Промасливать надо регулярно.