О левшах и музыкальных инструментах

О левшах и музыкальных инструментах

Довольно часто меня спрашивают об инструментах, в основном о блокфлейтах, сконструированных специально для левшей. Конечно, такие инструменты существуют. Но давайте порассуждаем о том, насколько действительно нужны такие инструменты.


На первый взгляд кажется вполне логичным, что для правшей нужны одни инструменты, для левшей другие. Но это только на первый взгляд. На самом деле не всё так просто.


Начнем с того, что выясним, сколько левшей, а сколько правшей. Эта информация пригодится нам в наших рассуждениях. Итак, различные источники говорят, что левшей в мире 8%-12%. Ну и отлично. Возьмем среднее арифметическое - 10%. Попутно выяснил, что 13 августа отмечается Всемирный день левши и что среди мужчин левшей больше. Впрочем, это к нашему делу не относится.


Теперь давайте рассмотрим инструменты и начнем с блокфлейты. На этом инструменте работают обе руки. Да, на правой руке занят еще и мизинец, за то на левой намного больше работы у большого пальца, который на правой служит лишь для удержания инструмента.


Если учесть тот факт, что у любого человека плохо развиты оба мизинца, если он их специально не развивал, то однозначно сказать, что правши находятся в более выигрышном положении, чем левши я не могу. Правшам тоже приходится достаточно попотеть, что бы достичь подвижности мизинца. Про другие инструменты «деревянной» группы я даже и не говорю, там работают все десять пальцев!


Теперь перейдем к клавишным. Вопреки распространенному мнению, что на фортепиано основная нагрузка ложится на правую руку, могу сообщить, что у пианиста прекрасно развиты обе руки. Один больше тратят времени и сил на развитие левой руки, другие на развитие правой. Существуют специальные этюды для левой руки, которые так тяжело даются правшам.


Жена одного моего хорошего знакомого левша. Вспоминая годы учебы в Гнессинском институте, она рассказывает, как легко и быстро она разучивала такие этюды и как тяжело они давались правшам. В полифонических произведениях одинаково работают обе руки, тут ни куда не денешься. Так же существуют произведения для левой руки, в том числе и крупная форма. Например, Концерт № 2 М. Равеля или Концерт № 4 С. Прокофьева. Об истории этих произведений я расскажу в конце статьи.


Теперь перейдем к струнной группе. Тут как раз всё наоборот. Мелкая техника в левой руке. Я не говорю, что правая всегда отдыхает, но посудите сами, на скрипке (альте, виолончели, контрабасе ) в правой руке смычок. И ничего, играют правши, развивают свою левую руку. Почему так исторически сложилось, я не знаю, попробуйте покопать интернет, может быть , что либо и выясните.


А я могу точно рассказать, почему клапаны у валторнистов находятся в левой руке, в то время, когда правая большую часть времени отдыхает. А большинство людей, и валторнистов, конечно же тоже – правши. Тут всё дело в истории. Раньше валторна не была оборудована клапанами и для исполнения любых звуков, не входящих в натуральный звукоряд, требовалась невероятно точная работа правой руки.


Теперь валторны имеют клапанный механизм, и вся техника перешла в левую руку, ну или почти вся. Таким образом, можно сказать, что валторна – это инструмент для левши. Однако ни кому не пришло в голову принципиально изменить валторну и переложить её на другую сторону! Я правша и отдал этому инструменту 9 лет своей жизни. Знаю, о чем говорю.


Хотите еще примеров? Да пожалуйста. Гитара. Она не входит в струнную группу симфонического оркестра, но аналогию со скрипкой провести можно. Что у нас в левой руке? Да, гриф со струнами. Правая рука, конечно, тоже не совсем отдыхает, но левая то - работает всегда! Что забавно, так это то, что левши Джим Хендрикс и Пол Маккартни переворачивали гитары и переставляли струны! Левши брали гриф в правую (слабую в техническом отношении) руку. Поищите фотографии Битлов, их в интернете много. Ещё можно поискать фотографии Слима Уайтмена.


Как видите, с технической точки зрения, в специальных леворуких инструментах особого смысла нет. Но это еще не всё. Мы пойдем дальше. Рассмотрим, что ждет тех, кого я пока не убедил выбрать стандартный инструмент. А именно достоинства и недостатки леворуких инструментов.


Основной недостаток, и с моей точки зрения наиболее существенный, это отсутствие выбора. Такие инструменты выпускает не каждая фирма, а если выпускает, то не во всех линейках, ну и дистрибьюторы их не очень то и берут, так что придется заказывать непосредственно на фирме. И когда придет время сменить инструмент на более качественный, не факт, что такой найдется! Продать такой инструмент тоже невероятно сложно.


Следующий вопрос – меркантильный, то есть финансовый. Нестандартные инструменты дороже стандартных, это понятно. А уж если заказывать мастеровой, который сам по себе дорог, то, наверное, не каждый мастер и возьмется, а если возьмется, то заплатите за такой инструмент, как за чугунный мост.


Первоначальное обучение на нестандартном инструменте так же имеет свои особенности. Учебные пособия рассчитаны на стандартные инструменты, и нужно постоянно делать поправку «на лету». Тот же сэр Пол Маккартни, когда учился играть на гитаре, разучивал аккорды, которые ему показывали, глядя в зеркало.


Как видите, недостатки нестандартных инструментов весьма серьёзные. Их использование чаще всего неоправданно. Действительно, в самом начале статьи мы выяснили, что каждый десятый в нашем мире левша. Но! Посмотрите вокруг, разве каждый десятый музыкант играет на «перевернутом » инструменте? Нет, нет и нет. Наоборот, таких людей можно сосчитать по пальцам. За девять лет своего обучения я не встретил ни одного.


В некоторых случаях это и невозможно. Если флейту или гитару музыкант носит с собой, то арфу, рояль, орган с собой не носят. А играют на том инструменте, который имеется в театре, стоит на сцене в концертном зале. Многие театры закупают все инструменты для оркестра. Понятно, что речь идет только о стандартных инструментах.


Ну вот мы дошли и до того момента, когда нужно отдать должное инструментам леворуким. Есть случаи, когда их использование не только необходимо, но и единственно возможно. Иногда, после полученных травм, врачи прогнозируют очень медленное восстановление, и даже не обещают, что оно будет полным. В этом случае разумно выбрать специальный инструмент. Что еще можно сделать, если, например, мизинец одной из рук уже ни когда не обретет подвижность? Конечно, выбрать «зеркальную» блокфлейту, гитару, скрипку. Существуют блокфлейты и для человека, лишившегося руки. Система клапанов такого инструмента позволяет играть на нем, используя только одну руку.


Вот собственно и всё. Выводы каждый сделает для себя сам. Своё мнение я озвучил. Факты, примеры, доказательства привел. Теперь мне осталось лишь рассказать историю возникновения Ре мажорного Фортепианного концерта для левой руки Равеля.


Австрийский пианист Пауль Витгенштейн (нем. Paul Wittgenstein) родился 5 ноября 1887 в городе Вена, Австрия. В 16 лет дебютировал, как пианист виртуоз, в 17 лет ушел на войну и в 19 лет лишился правой руки. Карьеру музыканта он не оставил, стал усиленно заниматься и достиг невиданных успехов в исполнении собственных переложений классических произведений для одной левой руки, с которыми и гастролировал. Морис Равель написал 2ой концерт специально для Витгенштейна и Витгенштейн его с успехом исполнял, в том числе и с Бостонским симфоническим оркестром. В 1958 году Витгенштейн создает собственную школу для левой руки, а в 1958 году Музыкальной академией Филадельфии ему было присвоено звание Доктора музыки.

Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Комментариев: 2

О Самоучителях

О Самоучителях

В наше время существует огромное количество самоучителей. Просто тьма. Практически на все случаи жизни. Можно купить самоучитель игры практически на любом инструменте. Самоучитель программирования или самоучитель по работе с любой программой. Самоучитель для изучения любого языка. Есть самоучители по созданию сайтов, и даже самоучитель азартных игр или самоучитель вязания крючком.


Популярность подобных пособий, особенно в последнее время, невероятно высока. Оно и понятно. Столько всего хочется узнать, а времени на всё не хватает, а если нет времени что бы ездить на курсы, то можно или похоронить мечту или купить-таки самоучитель. Он еще и обойдется значительно дешевле курсов.


Плюс ко всему авторы самоучителей, особенно зарубежные, непременно утверждают, что изучив их пособие, Вы обязательно станете профессионалом, а то и экспертом в той области, которой посвящена книжка. Согласитесь, звучит очень обнадеживающе! Кстати, многие авторы не лукавят. Они даже пишут, как именно нужно заниматься по самоучителю, для того, что бы добиться успеха. Правда эту часть почти ни кто не читает, или не придает ей должного значения.


Действительно, я не знаю почему, но «Вступление» или главу «Как работать с книгой» почему-то многие пропускают. То ли думают, что там нет ничего интересного, то ли думают, что и так всё понятно. Как бы там ни было, но большинством книжка пролистывается до первого урока, а то и до второго или даже до третьего.


А совершенно напрасно. Самый большой секрет заключается в том, что чтение самоучителей само по себе пользы не принесет. Вы, конечно, можете прочесть самоучитель игры на пианино, или иностранного языка или по вязанию крючком, но всё равно не научитесь играть на пианино, говорить на иностранном языке, вязать крючком.


Во всех хороших самоучителях автор не только дает информацию, но и предлагает выполнить какие-то упражнения, ответить на вопросы. Да, именно это отличает учебник от книжки. Упражнения являются важнейшей составляющей пособия, и если их игнорировать, то значит сразу обречь себя на провал!


Те, кто в качестве хобби выбрали музыку, должны четко понимать, что, не смотря на то, что по названию многие музыкальные дисциплины кажутся теоретическими, на самом деле требуют много практических занятий. Вот, например, «Теория музыки». Само название относит этот предмет к теоретическим. Кажется, что можно изучать его в любое свободное время, например в транспорте. В действительности же в этом предмете только 10% теории и 90% практических занятий. Его просто невозможно изучать без инструмента, и лучше всего подходит фортепиано, хотя можно использовать аккордеон или даже мелодику.


Конечно, из самоучителя вы получаете новые знания, это важно, но куда важнее получить, развить и закрепить нужные навыки. Природа зло пошутила над нами, дав нам кратковременную и долговременную память. Точнее, шутка в том, что нам только кажется, что мы запомнили, на самом деле всё прочитанное попадает в кратковременную память и очень быстро забывается.


Все полученные теоретические знания необходимо закреплять на практике. Если из учебника по «Теории музыки» вы узнали что такое терция, то будьте добры взять любой нотный текст* и, проанализировав тактов 30-40, найти там все большие и малые терции, а затем сядьте за инструмент, и постройте эти интервалы от всех звуков вверх и вниз.


Сольфеджио – для многих загадочное слово. На любительских сайтах и форумах можно прочесть совершенно бессмысленные фразы, как например «изучение сольфеджио» или «теория сольфеджио». Так что же скрывается за этим красивым итальянским словом? Ничего особенного. Всего-то комплекс упражнений для развития слуха. Это пение по нотам мелодий, гамм, интервалов, аккордов и определение их на слух. Запись мелодий по слуху. Последнее называется музыкальными диктантами, когда преподаватель играет мелодию, а ученики записывают её.


Таким образом, фраза «изучить сольфеджио» имеет не больше смысла, чем фраза «изучить утреннюю зарядку». Обратите внимание, пособия по сольфеджио зачастую даже учебниками не называют, а называют, например: «Сборник мелодий для пения и музыкального разбора на уроках сольфеджио».


Гармония, музыкальная литература, инструментовка – все предметы для усвоения материала требуют решения большого количества задач и выполнения различных упражнений. Нельзя развить и закрепить навыки, просто читая пособие.


Теперь вернемся к самоучителям. Так можно ли по ним чему-либо научиться или нет? Несомненно можно. Есть подтверждения из жизни. Первое условие успешного обучения, это действительно хороший самоучитель. Второе условие, это методичное прохождения курса в таком темпе, который позволит вам полностью усвоить учебный материал, выполнить задания, упражнения, закрепить полученные навыки. Третьим условием является ваше желание и терпение.


Старайтесь заниматься регулярно. Поверьте, от занятий раз в две недели никакой пользы не будет. Всё, что вы будете получать во время занятий, вы так же благополучно забудете в перерывах между ними. Как показывает практика, не стоит заниматься реже, чем два раза в неделю.



*Любой нотный текст, только в крайнем случае. Гораздо эффективнее использовать для этого пособие по сольфеджио. В данном случае, если мы говорили о терциях, открыть раздел терции, поскольку там специально подобранный нотный материал.

Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Комментариев: 2

Об этикете

Об этикете

Интересная штука этикет. Кто-то им пренебрегает, кто-то его придерживается, кто-то его считает неудобным и надуманным, а некоторые этикета боятся. А между тем, в подавляющем большинстве случаев, этикет - вещь удобная и нужная.


Начну с того, откуда вообще пошло слово «этикет» для обозначения того, что мы сейчас под ним и понимаем. А было это во Франции, где-то во второй половине 17 века, при короле Людовике IV. Для того, что бы хоть как-то регламентировать поведение гостей, всем приглашенным были розданы этикетки (etiquette фр.), небольшие карточки, где было написано, как себя вести, как стоять, как сидеть, как танцевать.


Сейчас существует множество этикетов, все и не перечислить, что бы какой-то не забыть. Есть речевой этикет, который, кстати, отличается от этикета телефонного общения, есть этикет деловой переписки, поведения на форумах, поведения за столом и много других. О каждом написаны толстые книжки, как правило, сухие и нудные.


Я тут не собираюсь заниматься классификацией чего либо, это не интересно, я хочу рассказать вам о том, почему одно считается «принятым», а другое «не этичным». Вы никогда не задавались вопросом, кто это придумал, и самое главное – почему это так? Наверное, многие задумывались.


Некоторые правила очевидны, как например, кушая первое блюдо, наклонять тарелку от себя. Тут и объяснять ничего не требуется, просто, что бы не облить себя бульоном. Ложечку из чашки тоже принято вынимать, так как она мешает, хотя я вынимаю не всегда, просто придерживаю её.


Не сложнее объяснить, почему вилку держат в левой руке, а нож в правой. Некоторым это кажется неудобным. Обычно я предлагаю попробовать взять в левую руку нож, что бы понять, что такое действительно неудобно.


Вот еще одно интересное правило. Идя по тротуару с женщиной, мужчина должен идти по той стороне, которая ближе к проезжей части. Раньше, когда по дорогам носились извозчики и размахивали кнутами, был велик риск того, что они могли задеть человека, находящегося близко к проезжей части. Сейчас, конечно, извозчиков уже нет. Но проезжающие машины могут обрызгать, может и окурок прилететь из окна проезжающего автомобиля. Так что правило актуально и сейчас.


Из этого правила есть одно исключение. Это военные в форме, которые должны иметь возможность отдать честь правой рукой, а значит, и идут они с правой от женщины стороны, и наоборот, если военная форма на женщине, мужчина должен освободить ей правую сторону.


Некоторые правила канули в Лету. Помните, как Борменталь, требовал от Шарикова заложить салфетку? Сейчас уже салфетку за воротник ни кто не закладывает. Хотя совсем ей пренебрегать тоже не хорошо. Некоторые сразу отодвигают салфетку, как нечто лишнее, а напрасно. Совсем не лишне постелить её на колени и защитить одежду от пятен, для чего её и подают.


Еще один простой для понимания пример. Кто должен идти первый по лестнице, мужчина или женщина? Конечно, нужно уточнить, по лестнице вверх или вниз. Допустим вверх. Конечно женщина. Она может быть на каблуках, а это значит, что она менее устойчива, и если женщина споткнется, то мужчина не даст ей скатиться вниз по лестнице. По этой же причине вниз идет первым мужчина, а женщина следом за ним. Как видите, всё просто и логично.


Теперь кое что посложнее. Мужчина и женщина , подходит к магазину, кто должен войти первым? А в лифт? А в ресторан? Сразу приходит на ум общее правило, пропустить женщину вперед. Что же, для магазина это правило справедливо. Для лифта нет. В лифт первым входит мужчина, что бы убедиться, что там не опасно, что пол там не провалится. Это мало кто знает. Ещё менее очевидно, что в ресторан тоже первым входит мужчина.


И дело даже не в том, что в ресторане может быть какая либо опасность, например драка, и входящему прилетит в лоб тарелка, совсем нет. Тут очень тонкий психологический вопрос. Если в зал ресторана первой входит женщина, то на неё сразу обратят внимание, и у кого-то возникнет навязчивая идея познакомиться, и, будучи во хмелю, уже всё равно, кто там вошел за ней следом. Если же первым входит мужчина, то ситуация меняется кардинально. В ресторан пришел мужчина со своей спутницей. Многие, увидев входящего мужчину, сразу потеряют интерес к входящим.


Мужчина должен идти первым, показывая женщине дорогу к столику. Но подойдя, позвольте ей первой занять то место, которое ей больше всего понравится. Но и тут есть один очень тонкий психологический момент. Конечно, последнее слово за женщиной, но всё же, посоветуйте ей место с видом на вход в зал, он же выход. Поверьте мне, как бы она вам не доверяла, ей будет намного комфортнее и спокойнее.


Случалось ли у вас, что в ресторане вы лишь на секунду отвернулись, а официант уже унес вашу тарелку? Наверное, такое случалось со многими. А знаете, почему это могло произойти? Вероятно, вы положили нож и вилку на тарелку, скрестив их. Вы «перечеркнули» свою тарелку, а это знак для любого, даже самого неопытного официанта к тому, что бы убрать её со стола. Согласитесь, это тоже очень логично. И удобно. Закончили трапезу, положите на тарелку нож и вилку и первый же официант, который пройдет мимо вашего столика, её унесет.


Этикет телефонного общения сильно отличается от этикета обычного общения. Дело в том, что вы не видите собеседника и даже не представляете, в какой ситуации он сейчас находится. Прежде всего, следует поздороваться и представиться. Не надейтесь, что номер определился и вас узнали. Затем сразу следует спросить, располагает ли собеседник временем. Возможно, что вы застали собеседника в ситуации, не удобной для разговора.


Вот, собственно и всё. Вывод из этого можно сделать один: В этикете главное здравый смысл! Если не знаете, как поступить, поступайте в соответствии со здравым смыслом.


Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:

Прыг: 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14
Скок: 10
декабрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31