Об Эсперанто
Однажды, в те далёкие времена, когда я еще не знал что такое интернет, я случайно наткнулся на маленькую заметку о языке эсперанто. Он оказался для меня настоящей находкой. У меня вообще большая любовь к языкам, а то, что я узнал об Эсперанто, меня просто восхитило.
Автором Эсперанто является Людвиг Лазарь Заменгоф. Его идея гениальна и проста, как и всё гениальное. Он брал слово, переводил на все европейские языки, находил наиболее встречающийся корень и выбирал его в качестве корня Эсперанто.
Например. Парк(рус.), parc ( фр.), park (анг.) park (нем.), parque (испан.), parco (итал.). Понятно, что в Эсперанто он и выбрал корень park, как наиболее часто встречающийся. В результате этого любому европейцу, приступающему к изучению Эсперанто, знакомо от 20% до 60% корней! Русскоговорящий узнает каждое четвертое слово.
Хотите иллюстрацию к вышесказанному? Пожалуйте. Попробуйте перевести на русский язык с Эсперанто предложение: La grupo de programistoj sidas en la tria etagho de la informa centro. Готовы увидеть перевод? Вы уже попробовали перевести? Ну, тогда вот вам перевод: Группа программистов сидит на третьем этаже информационного центра.
Думаю, что вы перевели это предложение без особого труда. Ну, хотя бы почти все слова, кроме артиклей и предлогов. А теперь добавим всего три правила. Сразу замечу, что в Эсперанто есть правила, но нет исключений. Итак, эти первые три правила. Все существительные заканчиваются на «О», все прилагательные на «А», во множественном числе добавляется «J».
Grupo, etagho, centro, – группа, этаж, центр заканчиваются на О, значит существительные. Programistoj – заканчивается на OJ, значит существительное во множественном числе - программисты. Tria - числительное, но раз заканчивается на А, значит порядковое, то есть не три, а третий, – informa – заканчивается на А, значит прилагательное от слова информация – информационный ну и sidas, понятно по смыслу, что это глагол сидеть.
Так же как и корни, Заменгоф выбрал суффиксы. Например, суффикс -ist- обозначает профессию, либо приверженца чего-либо. Блокфлейта на Эсперанто будет bekfluto, что бы образовать слово блокфлейтист, достаточно вставить этот суффикс: bekflutisto. Точно так используются и остальные суффиксы, например -in-, который означает женский пол. Studento – студент, studentino - студентка.
Можно соорудить слово используя и два суффикса подряд. Например, слово певица. Берем слово песня – kanto , добавляем суффикс профессии, получаем kantisto – певец, и следом добавляем суффикс женского пола, получаем kantistino – певица. А блокфлейтистка будет bekflutistino.
В Эсперанто можно легко построить слово, которого нет ни в одном языке. Добавлю еще два правила. Наречия заканчиваются на –e , глаголы в неопределенной форме –i . Теперь соорудим несколько слов. Varmo – теплота, varma – теплый, varme – тепло, varmi – нагревать.
А вот теперь возьмем уже известное слово блокфлейта – bekfluto и добавим те же окончания. Bekfluta – блокфлейтовый, bekflute – блокфлейтово, bekfluti – блокфлейтить. А поскольку в Эсперанто 10 приставок, около 30 суффиксов и 9 окончаний, то очень легко составить слово любого смыслового оттенка.
Напоследок скажу, что хотя Эсперанто и не стал языком международного общения, он получил довольно большую популярность. По разным данным, этим языком владеет от 10 до 20 миллионов человек. Как и любой другой язык, он продолжает развиваться. В интернете есть множество сайтов, посвященных этому языку, учебников, самоучителей, курсов. Существуют различные общества эсперансистов во многих городах и странах.
Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:
О таланте и трудолюбии.
Все, кто учится играть на музыкальном инструменте, рано или поздно задаются одним и тем же вопросом: почему некоторые становятся мастерами, а другие остаются посредственными музыкантами? Что нужно сделать, то бы стать виртуозом? Обычный ответ, который они получают от окружающих, таков: «Нужно иметь талант, одаренность, способности».
Спорить не буду, имея талант, в каком либо деле, достичь успеха легче. Но вот вопрос, насколько легче? Иногда создается ложное впечатление, что одаренные люди ничего не делают, а успех приходит к ним в виде дара, на то они и одаренные. Однако, это далеко не так, чему есть множество подтверждений. Почитайте про тех людей, которых называют талантливыми – все они очень много трудились.
Рассказывают, что однажды выдающийся итальянский скрипач и композитор Пабло Сарасате услышал, как некий критик назвал его гением. На что Сарасате возмущенно заметил: « В течение тридцати семи лет я упражнялся в игре на скрипке не менее двенадцати часов в день. А теперь этот человек называет меня гением»!
В детстве талантливы все. Недаром же говорят, что каждый ребенок музыкант, спортсмен, художник и поэт. А вот затем, что бы добиться успеха, нужно работать, работать и работать. (Вот я сказал, совсем как дедушка Ленин, только у него было учиться, а не работать). Есть хорошая поговорка: «В пять лет - гений, в десять - талант, в пятнадцать - одаренность, в двадцать - обычный человек».
Так к чему я это всё рассказываю? А к тому, что практически любой человек может научиться играть на инструменте (плавать, стрелять, рисовать, погружаться с аквалангом, жонглировать, прыгать с парашютом). Первое условие достижения успеха - это регулярные занятия. Запомним это.
Теперь, когда стало (а стало?) понятно, что первый кит, это регулярные занятия, поговорим о втором ките, назовём его системный подход. Помните басню Крылова «Обезьяна»? Не помните? Ну, так перечитайте! Я же приведу лишь последнюю строчку: «ТрудИшься много ты, да пользы в этом нет».
Что бы была отдача от занятий, а желательно еще и максимально эффективная, потому, как у нас нет времени заниматься по 12 часов, заниматься нужно правильно. Дудение любимой мелодии пользы точно не принесет. Но правильные занятия, даже по 20 минут в день, обязательно принесут свои плоды.
Систему вы можете разработать самостоятельно или довериться автору пособия, который это сделал за вас. Идея простая. Понедельник - четверг - игра продолжительных звуков, упражнения на трели. Вторник-пятница – упражнения на легато, гаммы, интервалы. Среда – суббота – упражнения на технику, художественные произведения. Воскресенье – занимаемся над тем, что хуже всего получается. А можно устроить и свободный день, например, поехать в гости. Один раз в неделю вполне допустимо.
Третий кит – изучайте творчество мастеров! Это тоже очень «важный кит», даже если вам так не кажется. Если вы шахматист, изучайте партии гроссмейстеров, если художник, изучайте картины известных мастеров, если боксер, изучайте поединки выдающихся спортсменов, если музыкант, ходите на выступление хороших музыкантов, слушайте записи. Учитесь, копируйте манеру игры, не бойтесь и не стесняйтесь, это не плагиат, это обучение. Свой стиль и характер игры у вас и так со временем появится. Обязательно пишите себя и прослушивайте записи. Многие огрехи исполнения вы услышите только в записи.
Только не подумайте, что я обещаю то, что вы станете Моцартом, Есениным, Шишкиным или Менделеевым. Я вам рассказал, как можно достичь хорошего любительского уровня, а не застрять в новичках, как сделать эффективными даже непродолжительные занятия и без чего у вас не получится совсем ничего. Главное, что вы будете получать удовольствие не только от занятий любимым делом, но и от результата этих занятий.
Поделиться этой статьей с друзьями и знакомыми:
О музыкальной грамоте и табулатурах.
Музыканты-любители на многих форумах регулярно поднимают один интересный вопрос: нужно ли изучать музыкальную грамоту, если музыка – хобби? Те, кто против изучения, обычно приводят такие доводы: "Я подбираю на слух, я медитирую, мне этого хватает. А изучение музыкальной грамоты дело не простое, занимает много времени, и необходимо только профессионалам, вот у меня есть знакомый, на гитаре играет любо-дорого, а ни одной ноты не знает".
Еще один довод, который приводят люди, делающие самые первые шаги таков: "Я первый раз в жизни взял в руки инструмент и через полчаса сыграл «Чижик-пыжик». Тут нужно определить цели, или вы хотите научиться играть на инструменте, или вы хотите пропищать, просвистеть, проскрипеть чижика. Вещи взаимно исключающие.
Я знаю человека, который виртуозно играет на двухрядной гармони, и при этом совершенно не знаком с теорией. Справедливости ради нужно отметить, что играет он с пяти лет и имеет превосходный слухи отличную память от природы. А еще его учил отец, то есть всё же не самоучка, было, у кого спросить. Хотя знание теории музыки и ему бы не помешало, как не мешало ещё ни кому.
А большинству самоучек нотная грамота как раз очень нужна. Иначе откуда возникают различные системы табов, постоянные их поиски. «У кого есть табы такой-то песенки, поделитесь!» или еще смешнее: «Есть ноты, кто по ним может написать табы?».
Другими словами, необходимость записывать музыку не отпадает и у любителей, но миф о том, что музыкальная грамота ужасно сложна, а табы наоборот, просты и удобны, толкает самоучек в сторону табов.
Прежде чем я расскажу о всех недостатках табов, хочется сказать немного о нотах. Итак, миф о том, что изучение нот сложная задача развенчивается очень просто. Пятилетний ребенок в музыкальной школе начинает играть по нотам уже через 2-3 месяца. Ребенок, который еще и читать то не умеет.
Конечно, возразит любитель табулатур, в музыкальной школе, с учителем! Но это в 5 лет и за 3 месяца. А в 20-40 лет можно выучить музграмоту за полгода, умея читать, и при наличии интернета? Хотя я себе не представляю, на что там можно потратить полгода! За пол года можно научиться сносно читать с листа. Это для человека со среднестатистическими способностями.
О табулатурах говорить сложно. С какого недостатка начать? С самого большого? Тогда с какого большого, если все большие? Ладно, начну с того, что нет ни одной удобной табулатуры. Именно этим объясняется тот факт, что даже для одного инструмента придумано несколько различных табулатур. Одна простая, но позволяет играть только хорошо знакомую мелодию, другая напротив, так сложна, что по ней можно играть только очень медленно, в час по чайной ложке.
Вторым серьёзным недостатком является инструменто-ориентированность табов. Можно выучить мелодию по табам для гитары и, взяв в руки блокфлейту или губную гармонику, начать всё с самого начала. Информация о том, на каком ладу, какую прижать струну, для блокфлейты совершенно бесполезна.
Третьим недостатком табулатур можно назвать их низкую информативность. Нотная запись сразу сообщает высоту и длительность звуков, темп, размер, нюансы, штрихи, а табы только малую часть этой информации. Видел я попытки создать информативную табулатуру, она была значительно сложнее нотной записи, и она была значительно более громоздка. Ни о каком чтении с листа и речи быть не могло.
Четвертым недостатком является низкая доступность табов. Можно найти архив из 100-200 табов для какого либо инструмента, но это будет считаться крупнейшим архивом. И не факт, что в этом архиве будут табы, выдержанные в пределах одной системы. И если даже там обнаружится нужная вам мелодия, вернее её табы, то отыскать дуэт или трио – это из области фантастики.
Пятый крупный недостаток табов, это то, что их нельзя транспонировать. Вот представьте себе, вы нашли табы мелодии для губной гармоники и для гитары. Начали играть, а они в разных тональностях. Всё, приехали, репетиция закончилась.
Наверное, на этом я и остановлюсь. Если вас не убедили доводы, которые я привел выше, то нет смысла приводить вам еще два десятка достоинств нотной записи и недостатков табов. В конце концов каждый выбирает для себя сам.